Роль хранительницы домашнего очага, безусловно, главная для женщины, однако у многих не единственная. Творческая, профессиональная реализация помогает развиваться, делает из нас деятельных натур, придает нам большую ценность в глазах общества. Но как вырваться из бесконечной череды ежедневных хлопот: стирки, готовки, уборки, ухода за ребенком, — которые затягивают, как вязкая тина? Как успеть найти себя и сделать в этой жизни что-то еще? Думаю, этот вопрос беспокоит многих молодых женщин. Он же не давал покоя и мне. Но тут довелось встретиться с молодой успешной женщиной…
Зумруд, 36 лет. Внедрила технику скрапбукинг в Дагестане, с помощью которой создает необычайно красивые бумажные изделия ручной работы. На пару с подругой ведет общий бизнес. Считает себя финансово и творчески реализованной.
— Зумруд, расскажите, как всё возникло?
— Началось с хобби. Я тогда жила в Мордовии, в небольшом поселке Зубова поляна, где после Москвы мне было очень тоскливо. И вот после рождения моего сыночка, который на 8 лет младше старшей дочери, я, сидя дома, увлеклась квиллингом: это такая техника бумагокручения. В то время, пока мой ребенок спал, я делала разные картинки из скрученных в спиральки длинных бумажных полосок. Мне тогда это безумно нравилось. Но потом, когда мы уже переехали в Махачкалу, меня вдохновила одна девушка из России, с которой мы переписывались: она делала очень красивые поздравительные открытки своими руками в технике скрапбукинг. Мне это понравилось! И потихоньку я стала отходить от бумагокручения и стала делать пригласительные открытки на свадьбу, используя технику скрапбукинг.
— Сколько было вашему младшему ребенку, когда вы стали заниматься этим серьезно?
— Уже года два. Но я еще до этого изучала, пробовала, методом тыка, например, обучилась фотошопу: мне не хотелось начинать абы как. Потом мы развелись с мужем, и я дала себе немного времени, чтобы пережить это. И всё, взяла себя в руки — и ух! Собрала все образцы, сделала свое портфолио, ходила по банкетным залам и свадебным салонам — предлагала им показывать клиентам фотографии пригласительных открыток, за что обещала определенный процент с продаж.
— И что вам отвечали?
— Они удивленно смотрели на меня и говорили: «Ой, это же так дорого! Это же бумага». Им было непонятно, как за нее можно столько отдать, когда у каждого банкетного зала были свои неживые типографические открытки по 10 рублей, а тут приглашения, которые тогда, в 2012 году, стоили от 50 до 150 рублей. Использовала я только дорогой дизайнерский картон, поэтому и себестоимость открытки не выходила дешевой. То есть это не была моя прихоть или потому что я хочу вот столько денег.
— И когда вы почувствовали, что спрос есть?
— Месяца через три примерно. Мне очень помог стенд в «Пассаже» с моими работами. Когда люди увидели их вживую, а не на фотографиях в портфолио, у меня появилось очень много клиентов. Дело пошло, но вначале у меня не было такого объема инструментов. Я стала постепенно покупать, собирать.
— То есть это не всё делается руками?
— Абсолютно всё делается руками: начиная с того, что приходят листы большого формата и каждая деталь вырубается, собирается и распечатывается отдельно, а инструменты — это непосредственно формочки для вырубания.
— Скажите, а малыш с кем был в это время? Мама помогала?
— Нет, мой ребенок никогда не был ни с мамами, ни с нянями — только со мной и в саду с двух с половиной лет.
— Что же было дальше?
— Потом я уже не успевала выполнять заказы, потому что людям это стало интересно, в Махачкале оценили ручную работу. И через какое-то время я узнала Зумрад, с ней мы сейчас и ведем этот бизнес.
— А как вы с ней познакомились?
— Зашла не ее страничку в Instagram — это был Интернет-магазин, в котором продавались подарки, помню тортики из памперсов, ручная работа там тоже была. Она заинтересовала меня большим числом подписчиков. Я позвонила и сказала, что хотела бы с ней поработать. Она ответила, что как раз искала такого человека… Я всему ее обучила, и потом мы уже стали вместе заниматься скрапбукингом. Легко сработались: она — Зюма, я — Зюма, она — Рак по Гороскопу, я — Рак, я родилась 4-го, она — 14-го июля. И всё у нас прекрасно получилось!
— То есть хороший партнер помог вашему бизнесу?
— Да, мы друг друга дополнили на 100%. Дальше я стала заниматься детскими альбомами — они очень интересные, их можно разворачивать и разглядывать каждую страничку.
— Скажите, вы — человек с двумя высшими образованиями (иностранные языки, менеджмент и управление персоналом) — как решились заняться ручной работой?
— Когда я только начинала, прекрасно осознавала, что не хочу заниматься просто хобби. Знала, что это должно мне приносить какие-то дивиденды. Я не хотела работать на зарплату, хотя родственники пытались меня устроить куда-то на работу. Но, во-первых, мне очень сложно подчиняться. Во-вторых, эти рамки, когда надо встать и пойти, потом прийти с работы в строго определенное время, — не для меня. Я понимала, что надо делать что-то такое, чтобы мне было комфортно.
— Но вам оба эти образования пригодились?
— Да, английский помогает, когда я езжу в Китай за материалом, и менеджмент — тоже, потому что персоналом занимаюсь именно я: провожу собеседования, принимаю на работу, увольняю, все решения принимаю…
— Вашей дочери уже 14 лет, она вам помогает?
— У нас недавно был очень большой заказ в Америку, мы не успевали, и она нам тоже помогала.
— То есть у вас есть заказы не только по Дагестану?
— В Дубай, в Америку — пожалуйста, мы уже давно с ними сотрудничаем.
— А как вы на них вышли?
— На самом деле они на меня вышли через «Пассаж». Из Америки у нас заказывает семья Насибы Адиловой. С Дубаем у меня связи еще по прошлой работе, до рождения второго ребенка я жила и работала в Москве.
— То есть с «Пассажем» стали более тесно сотрудничать?
— Нет, просто они позвонили и сказали, что у них индивидуальный заказ от Насибы Адиловой, она замужем за американцем и сейчас живет там. Это очень состоятельные люди, и их надо чем-то удивить.
— И вы удивили?
— Да. Я сделала для них альбом в виде шкафа, и каждая страница в виде боди висела на вешалке, внизу открывался комодик, а внутри — коробочки.
— Как замечательно! Откуда эти идеи?
— Ну не знаю, как-то вижу и хочется ночью не спать и разрабатывать конструкцию.
— Вы можете сказать, что этот бизнес вас кормит и вы самореализовались?
— Безусловно.
— А сколько стоят ваши работы?
— Коробочка для хранения локонов, бирочки и прочего стоит 1800 рублей, детские альбомы — от 7000 до 10 000.
— Любите красоту?
— Люблю красивые места, красоту во внешности, но в последнее время сплю по два-три часа и просто нет времени выглядеть так, как хотелось бы.
— Боже, два-три часа? Так любите свою работу или вы — просто целеустремленный человек?
— Ну, во-первых, люблю свою работу, а во-вторых, чувствую ответственность. Я же не могу набирать заказы и отдыхать. А на работу трачу не час и не два: вот, например, чтобы сделать детский альбом, у меня уходит в среднем 4 дня.
— Знаю, вы водите машину.
— Да, уже год. Обучилась за 5 дней. Нет, я не шучу. Ездила с утра до вечера с подругой. У меня была мечта купить машину и закинуть туда большую двухкомнатную палатку, чтобы ходить на море. Я так и сделала.
— Двухкомнатная палатка? Здорово! Скажите, а вы планируете расширить свой бизнес?
— Мы хотим заняться еще и оформлением свадебных залов.
— Что бы посоветовали молодой девушке, которая сидит дома с двухлетним ребенком и не знает, как выбраться?
— Прежде всего верить в себя, потому что мне вначале тоже говорили: «Ну кто у тебя будет здесь это брать?» Еще я бы посоветовала прочитать книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Она меня очень сильно вдохновила. Эта книга интересна тем, как можно развить свою финансовую смекалку и сделать из ничего что-то.
Патимат Алибекова