Мне 20 лет, а я все ещё мечтаю о машине времени, так хочется увидеть, как проходила молодость наших родителей. Но, к сожалению, это невозможно. Однако благодаря невозможному, и рождаются новые идеи. Так, мы с подругой окунулись в мир прошлого, в годы 80 – 90-е…
Магнитофон с хитовыми кассетами, модные джинсы с курткой, жевательная резинка, и вот я — крутая девчонка из 80-х, танцующая в парке под песни группы «АББА» и «Бони М».
Мой интерес повёл меня дальше: я стала спрашивать у родных об их молодости. Причём отвечали все по-разному. Молодым было весело по-дурацки, а вот их родителям приходилось выживать. Большая часть интеллигенции из научно-исследовательских институтов, школ, университетов вынуждена были выйти на рынок торговать. Это было очень стыдно. Но кушать хотелось больше. В обиходе появилось новое слово — челночник. Это тот, кто с огромными баулами повалил со своим товаром на рынок, благо появилась возможность выезжать за товаром в Турцию, Польшу и т.д. Это было большим новшеством для того времени.
В 90-е все оставили свои амбиции, дипломы о высшем образовании перестали представлять ценность, люди поделились на две категории: одним деньги доставались слишком трудно, а другим — слишком легко. Всё стало продаваться и покупаться. Разорялись предприятия, колхозы, целые города.
Появились новые веяния — красные пиджаки, пистолет, «мобила», золотая цепь с крестом — атрибутика бандитского мира, который прозвали «новыми русскими».
Это была социальная катастрофа — на смену пионерам пришли рэкетиры. Вместо зарплаты людям выдавали кастрюли, носки, туалетную бумагу… Пропала цензура, с экранов телевизоров полился мат.
Ну а, по воспоминаниям моей мамы, молодость которой пришлась на 90-е, жизнь казалась малиной.
«Появился, помню, батончик «Сникерс», так вот зайти в ресторан, заказать бутылку шампанского и один такой батончик, который разрезался на маленькие кусочки на человека четыре — было шикарно. А в ресторан было модно ходить в спортивных костюмах «Адидас»».
В моду вошли джинсы «варенки», которые стоили две среднестатистические зарплаты. Появившиеся кооперативы, которые в то время разрастались как грибы, научились их подделывать и одели в них всю страну. А если можно было найти колготки со стразами, то ты — вообще королева. Джинсовая куртка, кислотные лосины, китайские кроссовки, броский макияж и начесанная челка — всё, ты готов покорить мир.
Молодёжь фанатела от групп «Ласковый май» и «Мираж», танцевала под «Модерн Токинг» и «Депеш мод». И никого при этом не заботил курс доллара, хотя он на тот момент стоил 5 — 6 рублей…
Жизнь 90-х напоминает поговорку: «Хочешь жить — умей вертеться». Молодые быстро подстроились под новые условия жизни, а вот старшее поколение не любит вспоминать это время до сих пор.
Валентина Магомедова