Социальные сети набирают обороты и развиваются так стремительно, что законодательство РФ едва поспевает за ними. А между тем, необходимость новых законопроектов, которые регламентировали бы действия пользователей соцсетей, возрастает с каждым днём.
Наибольшую популярность сейчас приобрела социальная сеть «Инстаграм». Она настолько прочно вошла в нашу жизнь, что подавляющее большинство пользователей даже не мыслят себя без него. Ведь теперь это не просто приложение из разряда развлечений, сегодня «Инстаграм» для многих стал частью жизни, кому-то он даёт возможность продемонстрировать свои таланты всему миру, другим — заработать, став дополнительной (а то и основной) статьей дохода.
Но, пожалуй, самое главное — это то, что «Инстаграм» превращается в одно из самых быстрых (своего рода) СМИ. Каждый пользователь, наверняка, часто наталкивается на разного рода группы. Аккаунт группы выглядит так же, как и аккаунт любого пользователя, разве что разнится наполнение страницы. Таких групп великое множество, но я хочу остановить своё внимание на выступающих в роли своеобразного СМИ. Само собой, такие группы официально не зарегистрированы, но количество их подписчиков переваливает за сотни тысяч, а подчас достигает нескольких миллионов.
Однако об ответственности за опубликованную информацию на страницах такого рода групп никто не вспоминает. А зря… Журналистская деятельность, то есть деятельность тех или иных СМИ — будь то телевидение, радио или печатное издание — регламентируется законом. Журналистика призвана действовать на благо общества, влияние её на общественное сознание достаточно велико, и оно ни в коем случае не должно быть пагубным. Потому и существует такое понятие, как журналистская этика.
Действия же администраторов тех самых пабликов или групп, о которых было сказано ранее, законом не регулируются, и понятие журналистской этики им чуждо. Однако выступая рупором общественности, им следует вспомнить и об ответственности за сведения на «страницах своего СМИ».
Разберём конкретный случай. Не так давно на страницах вышеупомянутых групп был размещен пост (новость) о мужчине, якобы совершившем насилие над 10-летней школьницей. К посту, конечно же, прилагалась фотография обвиняемого, и мужчина уже был назван «насильником» и «педофилом».
Журналисту, позволившему себе назвать обвиняемого или же подозреваемого преступником, пришлось бы ответить за это перед законом, ведь недаром существует такое понятие, как презумпция невиновности, нельзя назвать человека виновным, пока над ним не свершился суд, пока суд не признал его виновным. Ответят ли перед законом администраторы (владельцы) этих пабликов за то, что выставили человека виновным в глазах общества? Нет. А призвать их к ответственности следовало бы. Ведь у этого мужчины есть семья, есть дети, жена. Выставив его фотографию на всеобщее обозрение, назвав «насильником» и «педофилом», понимают ли владельцы этих групп, в какое положение они ставят семью этого человека?
В глазах общественности он виновен, наше общество скоро на расчеты и выводы. Однако, даже если вина его будет доказана, семья страдать не должна. Ведь увидев этот пост, многие могут узнать в нем знакомого. Дети, учащиеся в одном классе с детьми обвиняемого, могут узнать в нем отца одноклассника, что же тогда? Начнут узнавать учителя, соседи, и каждый второй будет тыкать в них пальцем, не желая общаться.
Таких примеров тысячи, даже сотни тысяч. Людей, ставших жертвами подобных действий, пострадавших от чьей-то безответственности и глупости, огромное множество.
Некоторые истории имеют фатальный исход. Кто за это ответит? Общество, которое с остервенением готово забросать камнями любого, кто попадёт под объективы камер в неприглядном виде? Или, быть может, тот самый админ, позволивший себе вершить самосуд, опубликовав у себя на странице фото или видео подобного рода и отдав несчастного на «съедение волкам»? Или человек, сделавший это фото (видео) и передавший представителям «Инста-СМИ» для «обнародования»?
Виноваты все, и вина будет лежать на их совести. Рассчитывать на сознательность этих людей не приходится, остаётся лишь ждать законопроекта, который умерил бы пыл новоиспечённого «Инста-СМИ».
Наида Аминова