В материалах под этой рубрикой на актуальные вопросы в сфере молодежной политики РД отвечают компетентные специалисты, руководители и сотрудники профильных министерств и ведомств, активисты молодежных движений и все, кто имеет отношение к молодежи республики.
Сааду Казиев. Председатель Молодежного экспертного совета ОАО "Курорты Северного Кавказа"
Чего не хватает дагестанской молодежи?
— Сегодня в Дагестане ведется активная работа со студенческой, отраслевой и муниципальной молодежью. Создаются новые площадки для интеллектуально-творческого развития, самореализации и социализации молодых граждан. Однако работа с молодежью во всех отраслях и муниципальных образованиях выстроена с определённой и более активной целевой группой. Настало время продумывать новые подходы в работе с менее активной и пассивной группами. Нужно сформировать площадки, соответствующие интересам всех категорий молодежи. Но прежде всего сегодня для молодежи не хватает доверия со стороны старшего поколения. Необходим продуктивный диалог, способный сформировать новый вектор развития республики.
— Кого, на твой взгляд, сегодня можно выделить на поприще молодежных инициатив как максимально полезного и почему?
— В нашей республике много активных и талантливых ребят. Но мало молодых менеджеров, наращивающих свою компетенцию и стремящихся максимально развивать себя как личность и профессионала. Среди таких я бы выделил Заура Курбанова, Тимура Гусаева, Наримана Ниматулаева, Мухтара Амирова, Магомеда Абдулаева и других. Многие из них сегодня запускают и реализуют крупные проекты, работают на федеральных, окружных и региональных молодежных площадках в разных ролях, начиная от топ-менеджеров, завершая тренерами образовательной программы.
— Твоя оценка образовательной системы?
— Корневая основа многих проблем, связанных с молодежью республики, связана с тем, что образовательная система, начиная от дошкольных заведений и завершая вузами, имеет ряд недостатков. Сегодня образовательная система не рассматривает молодого человека в качестве потребителя услуг, чтобы совершенствовать предоставляемый ему интеллектуальный продукт. Пока система и ее качество не будут зависеть от спроса и посылов времени, уровень образования дагестанской молодежи будет интенсивно снижаться.
— Молодежь и власть — как упрочить эту связь, и каким должно быть взаимодействие?
— Мы часто говорим – молодежь и власть, диалог молодежи и власти. Сегодня весь мир проходит некую «перезагрузку», все быстро и неожиданно меняется в соответствии с теми тенденциями, которые порождаются самой общественностью. Ныне говорить о молодежи и власти как об отдельных компонентах системы – неправильно. Молодежь должна перейти в позицию власти местной, республиканской. Форматирование основных направлений развития республики и ее муниципальных территорий – это первоочередная задача молодежи.
Тимур Гусаев. Соучредитель дагестанской общественной организации «Ассамблея развития гражданского общества»
Чего не хватает дагестанской молодежи?
Молодежи дагестанской, как и любой другой, не хватает опыта. Из региональной специфики можно указать на жесткий патернализм и часто встречающееся отсутствие самостоятельности, особенно в принятии решений.
В Дагестане принято ссылаться на «наш менталитет». Однако нередко такие ссылки молодого человека больше выглядят оправданием и попыткой обойти общепринятые правила.
— Кого, на твой взгляд, можно выделить на поприще молодежных инициатив как максимально полезного и почему?
— Сегодня часто инициативы исходят из социальных сетей. Хотелось бы выделить площадку бизнес-инкубатора Plug&Play, открытую в прошлом году группой Summa на базе Дагестанского государственного технического университета, и ее молодого директора Мишу Бланка. Думаю, благодаря этой площадке совсем скоро у нас появятся качественные проекты и перспективные стартаперы.
На поприще общественных организаций не могу не отметить яркое появление ЯПП, чьи ресурсы позволили привлечь молодых профессионалов, порой выдающих качественные социальные и медиапроекты.
Ну и без скромности отмечу общественную организацию «Ассамблея развития гражданского общества» (АРГО), соучредителем которой являюсь и с деятельностью которой можно ознакомиться на сайте forumargo.ru.
— Твоя оценка образовательной системы?
— Оценку должны давать специалисты, в сфере формального образования таковым себя не считаю. Если брать критерием оценки сегодняшнего уровня образования результаты ЕГЭ по Дагестану, то они говорят сами за себя. С одной стороны, официальная картина приблизилась к реальной и вскрыла проблему низкого уровня школьного образования, как следствие — количество людей, получивших аттестаты и проходные баллы для поступления в вузы уменьшится. С другой стороны, увеличится количество молодых людей, оставшихся за пределами вуза, где с ними хоть как-то ведется системная работа и они чем-то заняты. Следствием может быть всплеск девиантного поведения молодежи.
— Молодежь и власть. Как упрочить эту связь и каким должно быть взаимодействие?
— Комсомол — давно прошлое. Почти 2 десятилетия у нас в стране идет поиск моделей работы с молодежью в рамках страны и в регионах в частности. Проект федерального закона «О молодежной политике» уже не первый год пылится в комитетах Госдумы.
С 2009 года в Махачкале создан Молодежный парламент при Народном Собрании Республики Дагестан, по аналогии с которым организованы муниципальные молодежные парламенты. Институты, которые многие критикуют, однако через которые об активных молодых людях узнает как общественность, так и сами чиновники. Насколько молодежные парламенты и молодежные правительства (которые появляются последние 2 года) будут служить социальными лифтами для молодежи – покажет время.
К сожалению, в Дагестане в начале года в структуре регионального Правительства упразднен Комитет по делам молодежи. Ролью комитета, мне кажется (ввиду ограниченности ресурсов), было выступать символом и ориентиром для людей, работающих с молодежью, особенно муниципальных служащих на местах. В отдельных муниципалитетах упразднение комитета может быть воспринято как установка на необязательность работы в сфере молодежной политики.