28 июня мне выпала возможность посетить Гунибский район в рамках проекта «Дагестан 52». Его цель — рассказать о Дагестане, посетив все 52 муниципалитета республики, 10 городов и 42 района.
В рамках блогтура я в компании блогеров, журналистов, фотографов побывала в селах Бухты, Чох, Согратль. С. Бухты стало первым пунктом нашей поездки. Там нас встретили тепло и вкусно: чуду с сыром, чай, сладости. И вот мы, полные новых сил и энергии, отправились на прогулку по селу.
Достопримечательностью аула является мемориальный комплекс «Журавли». Его, по словам главы села Омарасхаба Газилова, планируют реконструировать. Бухты известно своими выходцами. Так, народный художник Российской Федерации, один из авторов Государственного герба Республики Дагестан и нагрудного знака к почетным званиям РД Магомед Шабанов родом именно отсюда. В селе живет немало ветеранов афганской войны, единственный ветеран ВОВ, доживший до наших дней, Тагир Тагиров переселился поближе к городу, в поселок Новый Хушет. Мы также посетили бухтинский детский сад, дом культуры и школу. В школе учится около 80 ребят, а сейчас каникулы и идет ремонт.
Больше всего меня впечатлил Согратль, одно из самых больших сел в районе. Около 1000 его уроженцев живут на прикутанных территориях. В самом Согратле живут в основном старики, дети дошкольного и школьного возраста, основная часть молодежи живет, работает и учится в городах.
Чем меня впечатлил Согратль? Во-первых, я увидела здесь дорожные зеркала безопасности. Они напомнили мне о Германии, где я видела их во время групповой поездки. Оказывается, глава села Магомед Гаджиомаров также приметил это во время военной службы там. Возглавив аул, решил перенять этот опыт и распорядился установить их у обрывов, поскольку дороги в горах опасные и очень часто случаются аварии.
На этом сюрпризы не закончились! Магомед Гаджиомарович еще много нового привнес в жизнедеятельность селян. Так, здесь я впервые услышала такой термин, как «электропастух». Поскольку в селе нередки случаи падения коров в обрыв и налеты хищников на стада, электропастух занимается решением этой проблемы. Это проводник без изоляции, подвешенный на деревянных стойках с изоляторами. При прикосновении к проволоке через тело животного проходит небольшое количество электричества, не опасное для жизни и здоровья, но достаточное для боязни прикосновения к электроизгороди. Так животное больше не рискнет выйти за пределы, отмеченные хозяином.
Сельчане рассказали нам не только о Согратле в целом, но и раскрыли некоторые свои задумки. Здесь большие проблемы пчелам и пчеловодам доставляет птица щурка. Однако она внесена в Красную Книгу, ее нельзя убивать или калечить, именно поэтому согратлинцы устанавливают над своими пасеками компакт-диски: отражая солнечный свет, они отпугивают птиц.
С 2011 года в селе ведется видеонаблюдение.
Магомед Гаджиомарович устроил нам экскурсию по аулу, показал, как оборудовано уведомление села о чрезвычайных ситуациях. По словам главы, сразу же после сигнала тревоги жители с документами собираются на площади.
Согратль в моей памяти останется «дагестанской Германией». По словам нашего гида, историка гунибской школы Муртазали Магомедова, порядок пришел в аул вместе с новым главой. Здесь на электрических столбах развешаны урны, в некоторых местах стоят мусорные баки. В Согратле планируют утилизировать мусор. В селе уже есть станок для измельчения мусора с целью изготавливать из него черные пластиковые трубы в Буйнакске. Мы стали случайными свидетелями заключения такого договора об утилизации между главой села и представителями буйнакской стороны.
Кажется, именно о таких, как глава Согратля, наша молодежь говорит «четкий». Равно как о еще одном продвинутом главе — села Кубачи Расуле Куртаеве. Это люди, реально заинтересованные в процветании своих аулов.
В Согратле недавно открыли бильярдную, как досуг для молодежи помимо спорткомплексов. На данный момент продолжается строительство мечети, которая полностью выгорела в результате пожара 24 декабря 2012 года.
Ежегодно тысячи паломников приезжают в Согратль на зиярат, здесь похоронен Магомед Ярагский.
Следующим пунктом в нашем маршруте стал Чох. Там мы посмотрели здания 18 века. На наш вопрос, кем известен Чох, нам коротко и ясно ответили: «О Чохе легче спросить, кем он НЕ известен». Выходцы из Чоха стали крупными военачальниками за рубежом, в настоящее время в вузах Дагестана и за его пределами работают более 100 кандидатов и докторов наук — выходцев из Чоха. Выдающийся художник современности Халил-Бек Мусаясул, певица Муи Гасанова — этот список можно продолжать бесконечно.
В Чохе местные жители очень внимательно относятся к состоянию своих домов, поскольку стоит одному жилищу или его стене разрушиться, как тут же пойдет цепная реакция — дома очень плотно прилегают друг к другу.
Кстати, газ в эти села не проведен, чем и объясняется запах кизяка, аккуратно разложенного в сараях и огородах жителей, сопровождавший нас во время наших прогулок. Некоторые жители используют электрические печи вместо кизяка и газа.
С. Гамсутль в этот раз мы наблюдали только издалека. Машины туда не ездят, а подниматься — 2 часа. Гамсутль — это дагестанский Кала Курейш. Как и последний, Гамсутль заброшен, в нем давно никто не живет, а те дома, которые сохранились, пустуют. У обоих этих сел по одному жителю-отшельнику. Отшельника Гамсутля в шутку называют мэром села. После всего рассказанного нашим гидом Муртазали Магомедовым я просто обязана посетить этот аул в самое ближайшее время.
Последним пунктом нашего маршрута был мемориальный комплекс — музей «Ватан». Это величественное архитектурное сооружение, посвященное историческому подвигу дагестанцев – разгрому полчищ Надир-шаха в Андалале в 1741 году, который стал символом нерушимости и единства народов Дагестана. Музей размещен на 3-х этажах башни. Об экспонатах нам рассказал его директор Магомед Абакаров.
Первый этаж посвящен Андалальской битве, здесь размещены картины, стенды, карты. На втором этаже представлены материалы быта андалальцев периода нашествия Надир-шаха, посуда и предметы обихода средневековья, а также мужская и женская одежда того времени. На третьем этаже — фотографии всех сел нынешнего Гунибского района. Поднявшись на четвертый этаж, мы оказались на крыше башни, откуда открывается панорама Андалальской долины и виды отдельных сел.
Побывав в Гунибском районе и услышав множество историй от жителей, рассказавших нам о своих селах, мне стало очень стыдно. Ведь я вряд ли смогу поведать о своем родовом селе и половину из этого. Знакомство с новыми людьми, любящими свою историю, мотивировало меня на то, чтобы в самое ближайшее время восполнить этот мой пробел относительно истории родного села.
А природа! Она просто потрясающая! Горы, горы, горы… Лекарственные травы, мята, цветы, ромашки, поля просто устланы ими. На полях коровы, кони, телята, прям-таки попала в какую-то альпийскую деревушку!
На обратном пути ребята не упустили случая закупить сыр, урбеч и другие продукты местного производства. Словом, поездка удалась! Домой мы вернулись к полуночи, уставшие, но полные новых впечатлений.
P. S. Любите свои села, собственную историю, культуру. Рассказывайте о них. Любите родной язык, говорите на нем. Жду ваших рассказов о вашем селе. И, возможно, именно о нем я напишу в следующий раз.
Адрес электронной почты Elsa555@mail.ru.
Эльза ЧУБАНОВА