— В лагере «Приморский» объявляется подъёёёёёём! – играет заводная песня, ритмы которой до сих пор отбиваются в голове. Сотни детей выползают из постелей и сонно плетутся на зарядку, не забыв при этом пожелать мне доброго утра – примерно так и начинался каждый мой день на протяжении почти месяца.
Перед наступлением лета многие студенты ломают голову над вопросом «Куда пойти работать?» Вариантов не так уж много: какой работодатель захочет нанять молодого человека на короткий срок? Но, тем не менее, выход есть всегда. Одна из популярных летних должностей – вожатый в детском лагере. Если вы молоды, активны, вам хочется заряжать позитивом остальных – эта работа то, что нужно. Отличная возможность скрасить детский отдых и, что немаловажно, отдохнуть самому… думала я сначала. Но обо всём по порядку.
Сумки собраны, фотоаппарат заряжен, настроение отличное – можно трогаться в путь! Дорога предстоит немаленькая – детский оздоровительный лагерь «Приморский» находится недалеко от посёлка с одноимённым названием в Магарамкентском районе. Три с половиной часа езды с людьми, которые мне совсем не знакомы (тогда я ещё не знала, что они мне станут очень родными) — и мы на месте! Природа просто невероятная! Самурский лес и 15 минут ходьбы до моря! Надо скорее позвонить родным и рассказать, как здесь красиво!
Но… что это… Что значит, нет связи? Ну вот. Прощай, сказка, здравствуй, реальная жизнь – я застряла в лесу, оторванная от внешнего мира. Нужно придумать, чем себя занять до приезда детей. Стоп. Откуда здесь дети? Почему так рано? Что, надо работать с ними с первого дня? А как же инструктаж и правила поведения? В голове, при виде группы детей с сумками, с невероятной скоростью проносится тысяча вопросов. Ну, ладно, десять человек в отряде, учитывая, что вожатых двое – не так уж много. Мы успели познакомиться, поиграть и пообщаться. А говорили, что будет трудно – ничего подобного!
«К нам должно приехать больше ста детей из Махачкалы и несколько человек из района», — обрадовала нас в один из первых дней старшая вожатая. Тут-то и начинается веселье. После распределения считаю детей: «Тааак… 1… 7… 15… 23… 30… 36! 36 детей в моём отряде! Как их запомнить?!»
Но самое страшное ещё впереди. И называлось оно «Отбой». Здесь-то и понимаешь всю степень нелюбви детей к режиму.
22:00 – всех нужно уложить спать, ведь в одиннадцать у нас планёрка. Но, естественно, после домашнего сидения допоздна за компьютером никто из них не захочет вовремя лечь. Дети делают вид, что уснули, а мы — что поверили им. Идём на планёрку, делимся впечатлениями, жалуемся на тяжёлую вожатскую жизнь и возвращаемся обратно в палаты. Надо проконтролировать, чтобы неспящие не мешали тем, кто спит; чтобы дети были укрыты, а окна закрыты. Иногда всё это длилось до часу ночи… двух… трех. А порой мы и вовсе оставались без сна. Несмотря на это, поблажек нет никаких – подъём в 7:30. Без опозданий. Перед детьми нельзя выглядеть плохо, нельзя появляться больным, хмурым или без настроения. Они всегда должны видеть перед собой доброго и весёлого вожатого и заряжаться твоей энергией.
Работа вожатого не заключается в контроле над соблюдением режима дня. Точнее, это лишь малая часть наших обязанностей. В лагерь отправляют самых разных детей – активных и пассивных, раскрепощённых и робких, самостоятельных и ни к чему не приспособленных. Наша задача – сделать пребывание и тех и других полезным и интересным: энергию активных направить в верное русло, застенчивым помочь раскрыться, а избалованных научить хотя бы убирать за собой тарелку. И нужно быть готовым ко всему. Дети – невероятно непредсказуемые существа! Надо найти подход к каждому.
В день по несколько раз я примеряла на себя разные роли: успокаивала ребёнка, потому что он не мог найти свой выпавший зуб – а ведь так хотел сохранить его! Вместе с другим мальчиком ломала голову над тем, как признаться в симпатии к девочке… каждый день – новые истории. И тут даже не замечаешь, как проблемы и переживания детей становятся твоими собственными – ты точно так же проклинаешь этот пропавший зуб и эту девочку, не вышедшую с юным романтиком танцевать лезгинку.
До приезда в лагерь я просматривала список того, что должен делать вожатый, чтобы знать, что же меня ждёт – и это было самым большим заблуждением. Перечень обязанностей – величайшее враньё! Это понимаешь, когда начинаешь готовиться с детьми к вечерним мероприятиям. Для того чтобы ребята не скучали, а ещё научились работать в команде, разрабатываются разные развлекательные программы – это творческая самодеятельность. К примеру, показать всем известную сказку в разных жанрах, продемонстрировать коллекцию нарядов на разную тему, показать сценку о дагестанских традициях и многое другое. Тут-то ты и достаёшь из багажа своего опыта все мыслимые и немыслимые знания, вспоминаешь, что ты умеешь и не умеешь, и здесь не годятся отговорки вроде «Я этим никогда не занимался!»
Разрисовывать детям лица, создавать костюмы и сценический реквизит из ничего – это стандартный набор умений при подготовке к мероприятиям. А как бонус – забивание гвоздей, вырезание нужных фигур из фанеры и психологическая помощь после провала на сцене. Порой нервы не выдерживают такой нагрузки. Дети никогда сразу не делают то, что от них требуется, разбегаются, шумят… и все твои старания насмарку. В такие моменты хотелось выть от усталости, бессилия и недосыпа. Но старшие учат: «Всё надоело? Голова трещит по швам? Зайди в комнату, поплачь, натяни улыбку и обратно к детям».
Конечно, без сложностей никак. Но чаще всего всё, что ты отдал, возвращается к тебе многократно. В виде искрящихся глаз, детского смеха, просьб зайти и поболтать с ребятами после отбоя, групповых обнимашек и поцелуев перед сном. А ещё чувствуешь себя невероятно нужной, когда даже после отъезда дети звонят и говорят: «Если вы будете работать в следующем году, то я тоже приеду. На две смены!» Или слышишь благодарности родителей за заботу об их ребёнке.
Лагерь – это не просто место работы и отдыха. Это маленькая, но невероятно яркая, теплая и, к сожалению, быстротечная жизнь.
Заира Рабаданова