Узнав про литературный конкурс, проводимый для молодежи, пробующей силы в литературном творчестве, я решила попытать счастья. И счастье улыбнулось!
Мне предстояло путешествие из одной Страны гор в другую. К старинным башням и отвесным скалам, горным вершинам и парящим в небе орлам. В соседнюю республику, Ингушетию. На Совещание молодых писателей Северного Кавказа.
От Дагестана были приглашены пять человек, прошедшие по конкурсу и получившие высокую оценку жюри «Пригласить непременно»: Тимур Раджабов (Махачкала), Марьям Таймазова (Махачкала), Исмаил Гаджиев (Махачкала), Камиль Чопалаев (Буйнакск) и я, Анастасия Блищавенко (Каспийск). В нашей группе я оказалась самой младшей по возрасту, да и среди всех участников Совещания, как оказалось впоследствии.
И вот наша группа с интересом наблюдает за пролетающими за окном автобуса пейзажами. Нередко возникало желание остановить автобус и выйти, чтобы полюбоваться на огромный глобус, комплекс высотных зданий, уникальную мечеть им. Аймани Кадыровой, привлекающую внимание необычной архитектурой. Одна из интересных особенностей святыни — покрытие кровли: в зависимости от освещения она способна менять оттенки. Чечня остается позади, мы — на территории Ингушетии. В пути между Грозным и Назранью выхватываю знакомое название: «Валерик». Проезжаем речку Валерик. С ней связано название известного стихотворения Лермонтова. Три блокпоста позади — и мы в Назрани.
Здесь уже собрались участники Совещания из Адыгеи, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чеченской Республики, Ингушетии и Северной Осетии-Алании, всего 26 человек. Всем нам предстоит провести три удивительных, незабываемых дня в пансионате «Армхи» среди необычайно красивой природы. А пока наш автобус направляется к Мемориальному комплексу жертвам репрессий, который внесен в реестр Академии художеств РФ, является памятником архитектуры и главной достопримечательностью Назрани. За этот проект автор мемориала Мурат Полонкоев удостоен золотой медали Российской академии художеств. Мемориал разбит на части, каждая из которых рассказывает об определенном историческом отрезке жизни ингушского народа. Это и массовая депортация ингушей в 1944 г., и страшные события осетино-ингушского конфликта 1992 г., который длится по сей день, и участие ингушей в ВОВ.
Особенно запомнился памятник «Дикой дивизии» и последнему защитнику Брестской крепости лейтенанту Барханоеву (всего в ее защите участвовало 90 уроженцев Ингушетии). Центральная часть Мемориала представляет собой девять башен, покрытых колючей проволокой, самая высокая из которых достигает 25 м в высоту. Это «Мемориал жертвам политических репрессий» — дань памяти погибшим во время депортации ингушей в 1944 г. и жертвам осетино–ингушского конфликта в 1992 г. В основе экспозиции музея — документы, свидетельствующие о военных преступлениях против ингушского народа (общее количество военных – 68 тысяч человек против 65 тысяч человек мирного населения). Во время этой экскурсии небо то затягивает тучами, и начинает идти дождь, то вдруг проглядывает солнце…
После пронизывающего ветра все были рады оказаться в теплом автобусе, который доставит нас до места назначения – пансионата «Армхи». Водитель ехал осторожно. Как он «нащупывал» дорогу в тумане, для нас осталось загадкой. Когда автобус поднялся так высоко в горы, что туман остался внизу, нашим восхищенным взорам открылись фантастические горные пейзажи – горы, парящие в облаках!
День приезда
Знакомство организаторов Совещания и руководителей мастер–классов с молодыми писателями–участниками.
Каждый из нас рассказал немного о себе, о своем творчестве, о том, с какой целью он прибыл. 14 человек попали на Совещание впервые.
С 2008 г. фонд организует и проводит Совещание молодых писателей республик Северного Кавказа. Прошло уже 6: в Нальчике, Майкопе, Домбае, Владикавказе, Махачкале, Грозном.
Цель Совещания – открытие новых имен в литературе и продвижение их произведений к читателю.
День первый
На открытии Совещания со вступительным словом выступила главный редактор журнала «Литературная Ингушетия» Лейла Тамасханова. Ведущим был Сергей Филатов, президент Фонда СЭИП (социально–экономических и интеллектуальных программ).
В этот же день начались мастер- классы, я выбрала «Прозу». Наш мастер–класс вели литкритик, д.ф.н. Евгений Ермолин и литкритик, к.ф.н. Екатерина Иванова. Они оценивали работы, указывали на ошибки, каждый участник получал возможность высказать собственное мнение по поводу конкурсных работ. Из присланных мною особо отметили рассказ «Свадебный букет или воздушный шарик» (а стихотворение «Голодная басня» понравилось Сергею Филатову, которое, как он сам выразился, «читал и посмеивался»). Мастер-классы плавно перетекали в дружескую беседу и обсуждение книжных новинок. Каждому участнику был рекомендован индивидуальный список литературы.
День второй
Мастер–классы продолжаются…
Пансионат «Армхи» находится высоко в горах, и под его окнами, в лесу, можно увидеть бледно-розовые головки клевера, синие колокольчики и коричневые шляпки маслят. Было очень обидно за красавцев-грибов, потому что их никто, ну совсем никто не собирал!
Ура, после обеда – экскурсия!
Нам предстояло познакомиться с яркими достопримечательностями Ингушетии – башенным комплексом и горным храмом Тхаба–Ерды. Башни Ингушетии – визитная карточка республики. По дороге нам часто попадались полуразрушенные башни. По обе стороны дороги несутся бурные горные речки с зеленовато-голубой водой. И завораживающе красивые горы!
Первым ингушским аулом в 17 веке стал Онгушт (ныне с. Тарское), по которому ингуши получили свое название.
Самым известным башенным комплексом является Вовнушки, расположенный в Джейрахском районе и входящий в природный музей–заповедник. Расцвет башенного зодчества связывают с началом строительства боевых башен, которые, в отличие от жилых, были гораздо уже и выше, состояли из 4 — 5 этажей и имели приставные лестницы для сообщения между этажами. Интересной особенностью боевых башен было то, что вход у нее на втором этаже. Это лишало противника возможности применить таран. Фотографии, которые я привезла из этой удивительной и познавательной поездки, будут долго напоминать о незнакомой мне раньше и такой прекрасной Ингушетии!
Храм, к моему удивлению, оказался совсем небольшим каменным сооружением с шиферной крышей (результат недавней реставрации). Из рассказа экскурсовода мы узнаем, что Тхаба–Ерды один из древнейших христианских храмов на территории России (возник в 8 — 9 веках), находится неподалеку от границы с Грузией и является памятником всесоюзного значения. Просто невероятно, что я смогла прикоснуться к этим древним камням и полюбоваться резными фигурками и старинными рельефами! Со всех сторон он окружен горами, вершины которых упираются в небо. А свежий горный воздух придавал нам сил.
Вокруг храма росли облепиховые деревья. Я впервые увидела, как растет облепиха! Её колючие ветки были сплошь усыпаны ягодами и очень оправдывали своё название. Радостные оранжевые веточки я подарила своим преподавателям и увезла с собой облепиховый букет! На память о незабываемой поездке.
День третий
В последний день нашего пребывания в «Армхи» состоялись творческие встречи с ведущими мастер–классов, конкурс–чтение произведений молодых авторов (тема — 200–летие М. Ю. Лермонтова) и закрытие Седьмого совещания молодых писателей Северного Кавказа.
Были подведены итоги Совещания и названы победители. Последние получили Сертификат для участия в 14 Форуме молодых писателей, который пройдет 19 — 25 октября 2014 г. в пансионате «Звенигородский РАН» Московской области. Ими оказались мой земляк поэт Тимур Раджабов за цикл стихотворений (ведущая мастер-класса «Поэзия» Мария Ватутина назвала Тимура «электростанцией, вырабатывающей свет») и молодой прозаик из Ингушетии Билан Дзугаев с повестью «Стон земли» о депортации ингушского народа.
За участие в конкурсе работ, посвященных 200-летию М. Ю. Лермонтова, все награждены грамотами и подарочными изданиями книг поэта.
На протяжении всего Совещания нас не покидало ощущение теплой дружеской атмосферы. Расставаться совсем не хотелось. Поэтому после отъезда мы продолжили общение в соцсетях, делясь своими впечатлениями и фотографиями о форуме, даже создали свою группу.
Эта поездка дала мне ответ на вопрос, которым задаются многие начинающие литераторы: «Состоялось ли произведение, и для чего вообще писать?!» Как нельзя лучше выразил эту мысль основоположник чеченской литературы Саидбей Арсанов. Его ответ на такой сложный вопрос прост и гениален: чтобы человек смог заплакать или засмеяться, полюбить или возненавидеть.
Анастасия Блищавенко