В конце октября 1918 г. появился Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи, проще говоря — комсомол. В этом году организация справила свое 96-летие. 10 ноября мы также отмечаем День молодежи, и это наводит на размышления о положении дел поколения Next двух эпох.
Жизнь каждый день набирает обороты, и шагать с ней в ногу уже можно только на бегу. Динамика происходящего такова, что старшее поколение зачастую из нее выпадает. Как сказали бы «эксперты техники», отстает по многим показателям. Они родились, формировались и встретили зрелость в другой жизни, их восприятие противится матричному потоку информации окружающей реальности. Пока пытаются ухватиться за пару-тройку фактов поудобнее, те устаревают для анализа под напором других событий. У нового же поколения иное восприятие. Диву даешься, как быстро, порой с четверенек, они начинают осваивать азы всего подручного. Дети, выросшие в этой быстроменяющейся среде, не похожи на старожилов прошлого века. Дальнейшая дорога только для них, надо это понять, перестать их учить привычными методами и «кормить консервами», пытаться формировать из них отряды послушников текущего строя.
Жаль, что «министерские» не сидят на уроках в школах, может, тогда они стали бы немного иначе смотреть на зарплату учителей, объясняющих «ненужное» не интересующимся. Может, они задумались бы, как иначе организовать процесс обучения, пересмотрели бы методы… Вряд ли, ведь большинство из них «старой закалки». Для них полезная инновация — это раздать планшеты школьникам и повесить вместо доски интерактив, который дети освоят раньше преподавателя и будут ему показывать, где что нажать. А суть-то ведь совсем в другом. Надо научить их быть людьми, чтобы все способности сами потом укладывались в русло благого созидания.
Как ни крути, напрашивается аналогия с прежним строем. При всей противоречивости мнений о реалиях коммунизма, в невнимании к формированию нужных задатков у молодежи его никак не уличишь. Механизм воспитания — да, именно воспитания, а не только обучения — представлял из себя целую систему передающих ребенка из рук в руки организаций, начиная с первых школьных дней. Октябренок, пионер, комсомолец.
Я застал это время и уверяю вас, не было большей гордости для меня и сверстников, как быть адептами этого воспитательного процесса. С каким неподдельным восторгом, будучи октябренком, я смотрел на старших братьев – пионеров. Мечтая о дне, когда меня примут в ряды тех, кто гордо носит алый галстук. И с каким блаженством, когда меня приняли в пионеры, перед выходом в школу гладил этот, казалось бы, простой кусок материи, за отсутствие которого можно было попасть к дежурному на карандаш. И как засматривался на значки с Лениным на фоне красного флага, ощущая легкую дрожь от желания попасть в ряды передовой советской молодежи, то бишь стать комсомольцем.
И это были не просто названия и элементы атрибутики, а своды правил, регламентирующих поведение и формирующих правильное, на коммунистический взгляд, мышление.
Впоследствии я, конечно, разошелся с этой идеологией в главном — в мировоззрении. Здесь, на Земле, мы вовсе не для того, чтобы «строить ком- мунизм». Мы здесь совсем для другого. Впрочем, это другая большая и важная тема. Пока же скажу, что перестали для меня быть почитаемыми и вызывающими то трепетное отношение коммунистические символы и атрибуты.
При этом думаю, что некоторые «технические приемы» той системы могут быть нами изучены и использованы. Как, например, методы воспитания молодежи (с учетом сегодняшних реалий и ошибочности мировоззрения той идеологии), а также способы объединять людей при совершении каких-то добрых и полезных дел – прокладывании новых дорог, внедрении технологических новинок и т. д.
Потому что сегодняшняя бессистемность в подходе к работе с молодежью выливается в ряд весьма ощутимых проблем. Большинство негативных проявлений в молодежной сфере являются прямым следствием непонимания, как воспитывать и учить молодежь. Система школьного обучения не предполагает воспитательной работы как таковой. Преподаватели и родители жалуются на недочеты друг друга. При этом дети зачастую предоставлены сами себе, и многим из них само желание учиться еще надо прививать.
Магомед Маматаколов