Какова сегодняшняя роль молодежи в динамично развивающемся обществе? Апатична или активна, инертна или амбициозна? Представляет ли отсутствие социальной активности среди молодежи угрозу для развития гражданского общества? Или песня отечественного репера Децла «Мы новые лирики, Россия – вне политики» характеризует реалии взгляда на политику современной молодежи?
К счастью, такое отношение к политической жизни страны невозможно, так как наши политики не вечны и кто-нибудь когда-нибудь их сменит, и хочется верить, что сменит их молодежь, не безразличная, а идейная, патриотичная, которая осознанно осуществляет политику, понимающая, какого политического режима следует придерживаться, какие ценности должны восторжествовать в обществе.
То есть, молодёжь, которая уже совершенно по-другому смотрит на происходящее и занимает активную позицию – "наше будущее – в наших руках".
Политическая культура молодежи – это в первую очередь результат социальных и экономических вложений государства. Анализируя ее, можно оценить рентабельность такой социальной сферы, как система образования.
Инструментами для подготовки и воспитания политической культуры будущей молодежи являются детские сады, школы, ссузы и вузы. Немалое значение имеют государственная и муниципальная служба. Так как государственные предприятия в своем большинстве канули в Лету, то работодатель сегодня – это в основном бизнесмен, которого в первую очередь волнует получение прибыли. Огромный вакуум в образовательно-воспитательной работе с молодежью привел к ее духовному обнищанию и послужил одним из факторов возникновения разного рода проявлений экстремизма и национализма.
Сегодня для большинства молодых людей именно нашей республики ценности, передаваемые родителями и педагогами, идут вразрез с тем, что пропагандируется по телевидению, радио, в печати.
Главная опасность сегодня – в безразличии ко всему происходящему, судьбе своей Родины.
Достижение материального благосостояния в сознании некоторых молодых людей не сопрягается с тем, что для этого необходимо хорошее образование. К большому сожалению, немало среди них тех, для кого наличие документа об образовании важнее, чем полученные знания.
В республике крайне мало молодёжных организаций, клубов, самостоятельных творческих и иных коллективов, объединений, а те, которые имеются, заняли сегодня позицию наблюдателя. Без соответствующей воспитательной базы свобода молодёжи может быть использована во вред.
Сельская молодёжь подаётся в города, чаще всего в столицу, для получения образования. А полисы не в состоянии справиться с быстрорастущим населением. Подавляющая часть молодёжи не может после обучения трудоустроиться, так как учебный процесс не интегрирован в экономические запросы государства.
Тут важно, чтобы на те или иные факультеты, в зависимости от спроса на рынке труда, увеличивались или уменьшались бюджетные места, чтобы вузы вели активную работу со школами, поясняя старшеклассникам, почему та или иная профессия актуальна и востребована.
Для решения назревших проблем нашему государству нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания молодёжи. Должна быть создана система патриотического воспитания молодого поколения, которая была бы способна консолидировать и координировать усилия различных институтов общества и государства в этом направлении.
Для примера можно обратиться к опыту, наработанному во времена существования Советского Союза. Система детских садов тогда была достаточно развитой, молодое поколение воспитывали с раннего возраста, прививая детям идеалы и чувство патриотизма. Сегодня же каждый субъект федерации обучение детей в детском саду проводит на свое усмотрение, каждое дошкольное учреждение самостоятельно выбирает, как воспитывать ребенка, какие ему сказки читать – религиозные, классические или зарубежную фантастику и комиксы. А также не ставится цели объяснять детям основы государственности, знакомить с Гимном страны, рассказывать о героях и их подвигах.
Дальше идет обучение в школах. И вроде бы аксиомой является то, что на территории одного государства школьная программа должна быть единой. Если бы… Несоответствие этому принципу я ощутила на собственном горьком опыте. Моя 9-летняя дочь поменяла школу, обе в Махачкале, и при переходе из одной школы в другую мы столкнулись с тем, что учебники, авторы и программы в них различны. Соответственно, две четверти мы просто пытались привыкнуть, отставали от класса, ребенку стоило больших усилий перестроиться под новую программу. Обратила внимание и на тот факт, что Гимн России дети начали учить во втором классе в середине учебного года и почему-то на уроке музыки! А ведь в моем детстве гимн был размещен в моем любимом букваре где-то посередине, мы пели его стоя и знали, что это гимн нашей великой родины, и сердца наши грела гордость.
В обществе всё больше осознаётся пагубность для будущего России нравственной деградации и утраты чувства патриотизма молодежью. Слово «патриотизм» – любовь к Родине – должно приобрести своё высокое значение. Патриотизм без нравственности – пустое слово. Патриотизм, по моему мнению, должен основываться на национальной идее. При советской власти мы с гордостью осознавали, что живём в самом справедливом обществе. И это были не пустые слова. Идеологическая работа в тот период проходила на самом высоком уровне. Может, стоит перенять опыт того времени и не отказываться от всего того, что является нашей историей? Беда нашего общества в том, что мы всегда перечёркиваем прошлое, видя в нём только негативное, и не извлекаем для себя никаких уроков.
Марижат Гаджимагомедова