Эти два антонима могут поселиться в любом классе. В наших школах царит демократия, и, казалось бы, ни у кого не должно быть никаких привилегий. Но они существуют. И изгоям тоже нет числа. А правильно ли это вообще? Давайте рассмотрим разные точки зрения.
1. Выделение отличников и предвзятое отношение к двоечникам.
Один из самых распространенных видов "раздвоения класса". Частенько наблюдаются случаи завышения оценок, прощение первым всяких оплошностей, отличников часто назначают на должности класса (старосты, редколлегия и т. д.), главные роли во всяких сценках тоже играют любимчики и т. п.
Иная картина вырисовывается с двоечниками: нет никаких привилегий, в случае каких-либо происшествий все подозрительные взгляды бывают направлены в эту "темную сторону".
Этот контраст я ощущаю очень хорошо, поскольку и сама с детства пополняла ряды любимиц учителей. Не принесу учебник — в журнале точка, мой сосед-двоечник не принесет учебник — уже двойка.
Вообще, обособление определенных людей я считаю не таким уж неправильным, даже наоборот: это сравнение как двигатель конкуренции, обделенные привилегиями хотят их приобрести, поэтому начинают лучше учиться и вести себя примерно.
2. Разделение по имущественному и национальному признаку.
На мой взгляд, это самое неэтичное, самое отвратительное и грязное деяние, которое только может совершить преподаватель. Разделять детей по цвету кожи, разрезу глаз и финансовому состоянию семьи подло и низко.
Пожалуй, и с такими я встречалась, это были воспитатели детсада. Раньше не уделяла этому должного внимания, но сейчас понимаю, что (скорее всего, по внешним отличительным признакам) они относились ко мне чуть строже, чем к другим детям.
3. Обособление по личным причинам.
Особое отношение (как хорошее, так и плохое) может сложить и личный характер, когда ученик приходится преподавателю родственником, знакомым или же мальчуганом из соседнего подъезда, который не оставляет в покое его кота и т. д. Я сталкивалась и с таким родом разделения, но уже в качестве наблюдателя. Учительница, делавшая всем замечания за поведение на уроке, не делала их одному из своих учеников – своему племяннику.
Это основные виды разделения любимчиков и изгоев, но на самом деле их больше. Порой учителя просто так уделяют много внимания одному ученику и обделяют другого. Ну и понятно, что преподаватели могут с презрением относиться к ученикам, которые постоянно грубят им.
Иногда я начинаю думать, что особое отношение к себе я заслужила. Мне часто приходится выполнять какие-либо поручения от преподавателей: идти на олимпиады, готовить сценарии мероприятий, и многое другое. Естественно, школьный детский труд не оплачивается, но какой-то благодарности со стороны учителей все же хочется получить. И пусть этой благодарностью будут привилегии, такие как: разрешение на использование актового зала и школьного принтера, незначительные опоздания и т. д.
Дима: — Если ты умеешь пускать пыль в глаза, то ты любимчик. А вообще, к каждому преподу нужен свой подход.
Джо: — Я — изгой. Учителя не стесняются в лицо говорить о том, что я "другая". Что я думаю… Думаю, есть люди, которым комфортнее в одиночестве.
Саид: — Ну, я сам у кого-то любимчик, а у кого-то изгой. Мне кажется неправильным разделение учеников на две группы. Любимчики, они есть у каждого учителя, и это ещё допустимо, но вот нелюбимчики. Можно ли за одно и то же действие одного поощрять, а другого ругать? Учитель, он на то и учитель, чтобы давать знания, а не придираться к мелочам одного ученика, действительно знающего данный материал, и протаскивать другого, который вместо уроков весь день просидел у компьютера и ничего не знает.
Заира: — В школе я была чаще любимчиком. Но вполне заслуженно. Да и яркого выделения не было. Так что нет, с этой проблемой в полном ее объеме я не сталкивалась.
Патя Ли: — Никогда с таким не сталкивалась, в моем классе все равны. Учителя никого не выделяют.
Хелена: — В школе я всегда была изгоем, поэтому у меня нет настроения и желания заморачиваться по этому поводу.
София Шалиева, ученица 9 кл. школы №26 г. Махачкалы