В последнее время все чаще слышно с разных трибун о растущей нужде в нравственности. Дефицит этой, казалось бы, основополагающей черты человеческого индивида, которая во многом определяет его особенность среди других элементов мироздания, лежит в основе большинства существующих сегодня проблем. Нынче как никогда раньше актуально вспомнить об этом.
Как сказал один мой знакомый, гость из Центральной России, после трехдневного пребывания в Махачкале: «Дагестанцы — замечательные люди, им бы еще немного воспитания». Вот так вот, без философии, вдарил, как говорится, по самому тонкому. Смотрю на себя, близких, знакомых, вокруг — и понимаю, что прав гость.
Список подверженных уважительному отношению у нас короче, чем чек терминала — семья, родные (не в полном составе) и друзья, из тех, что поближе. Для остальных уважение «по талонам». Все, кто за рамками этого круга, для большинства, выражаясь театральным термином – массовка.
Две последние пятничные проповеди в небольшой привокзальной мечети им. Сайфуллы-Кади Башларова были на тему нравственности. Говорилось о том, что внешняя составляющая ислама — это лишь часть религии, которая должна основываться на внутренних убеждениях, опираясь на кои, мусульманин должен стараться облагораживать свой нрав. На примере хадисов имам объяснял высокое положение нравственности и уважительного отношения даже к животным, не говоря уже о людях.
Среди приведенных им историй одна особо мне запомнилась.
Во время своего правления халиф Умар ибн Хаттаб в сопровождении приближенных обходил окрестности Медины. В поле его зрения попал старик, просящий милостыню, и он поинтересовался, кто этот неимущий. На что халифу ответили — он из числа не принявших ислам, который платил джизью (налог, которым облагались не принявшие ислам, меньший по размеру, чем закат – обязательный налог мусульман), пока мог работать. А теперь он немощен и вынужден попрошайничать.
Умар ибн Хаттаб сказал, что несправедливо брать с них джизью в молодости, а в старости они должны просить милостыню. И распорядился, чтобы тем, кто находится в таком положении, давали пенсию из государственной казны.
Это отношение одного из праведных халифов к неверующему. Как же тогда мы должны относиться к мусульманам?
Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов поддержал обращение муфтия Дагестана шейха Ахмад-хаджи Афанди об объявлении 1436 г. по мусульманскому календарю Годом облагораживания нравов. Я бы хотел обратиться ко всей дагестанской молодежи, начиная с себя самого, с призывом уделить должное внимание этой очень важной части нашей религии и стараться прорехи нашего воспитания, если они имеют место быть, латать, черпая силы в таких вот примерах поведения.
Магомед Маматаколов