Динара Халимбекова, ученица гимназии №13, заняла первое место в региональной олимпиаде по литературе, и сейчас ее ждет всероссийский этап.
— Знаю, ты заняла первое место на региональной олимпиаде по литературе. Расскажи, как она прошла и с какими трудностями тебе пришлось столкнуться?
— Самая большая трудность, повстречавшаяся на моем пути, — это страх, а именно — страх перед неизвестностью, который к самому началу олимпиады чуть не перерос в панику. Всё-таки на таком важном мероприятии, как республиканская олимпиада, я была в первый раз, а плюс ко всему не имела даже представления, с какими заданиями мне придётся иметь дело. Благо, со мной были родители и наставник, поддержавшие меня в эту минуту, за что я им очень благодарна. Моральная поддержка близких людей всегда благоприятно действует на расшатанные нервы.
Олимпиада проходила в два тура: первый день — творческий, второй — аналитический. В творческом туре необходимо было составить целостный анализ текста, т. е. скрупулезно изучить текст, определить его основную мысль, тему, идею, написать собственное истолкование, дать свою оценку произведению, а также сделать вывод.
Второй тур, аналитический, был интереснее. Нам предлагалось написать две статьи, каждую — на одну из предложенных тем. В первой предлагалось написать о роли предмета в литературных произведениях разных авторов для одного из трёх журналов, чью аудиторию и тематику мы должны были учитывать. Вторую статью я посвятила вопросу о включении современной литературы в школьную программу.
Сказать, что задания были лёгкими, будет весьма неверно. В статьях и интерпретации нужно соблюдать заданные комиссией критерии, а это усложняет поставленную задачу. Иногда при написании статьи человек отходит от нужной темы, и возникает так называемая "вода", из-за которой читатель теряет интерес к работе.
— Тебя отправляют на всероссийский этап олимпиады по литературе. Как ты готовишься к нему? Чего ждешь?
— Разумеется, я готовлюсь, ведь это завершающий этап, самый главный и решающий. Мне очень хочется показать себя и проявить свои способности.
Принцип подготовки пока оставлю в секрете. Скажу лишь, что со мной по-прежнему занимается мой учитель по литературе, который не дает мне спуску.
Я и понятия не имею, что меня ждет на следующем этапе, а потому есть определенный страх перед неизвестностью. Очень надеюсь, что следующий этап будет таким же интересным, как республиканский.
— А что расскажешь о проекте "Путь к триумфу"?
— Это одно из самых знаменательных событий текущего учебного года. Я впервые столкнулась с конкурсом такого масштаба, который освещался телевидением. Отборочный тур не был сложным, а потому легко удалось пройти в следующий тур.
Уже первая игра, посвященная Лермонтову, показала, насколько всё серьезно. Однако мне удалось пройти в полуфинал, и я основательно к нему готовлюсь — он не за горами. Третья игра, посвященная памяти выдающегося дагестанского писателя Газимагомеда Галбацова, пройдет 24 февраля.
Хочу сказать, что данный проект — грандиозная идея нашего министерства образования, и за такую работу им надо стоя рукоплескать.
Участие в олимпиаде — сплошное удовольствие. Мы углубленно изучаем заданную для игры литературу, вникаем в суть и подробно рассматриваем все детали. Вопросы сложные, но если знаешь текст, — разрешимые. В ходе игры мы также узнаем много интересного по литературе и искусству.
Игра — прекрасная возможность показать себя и шанс обрести новых друзей. Надо сказать, отношения между участниками очень теплые, дружеские. Мы даже не заметили, как за эти несколько месяцев сдружились. Спасибо и нашему великолепному ведущему Мусе Гаджиеву, который тоже за этот промежуток времени перестал быть для нас чужим.
— Желаю успехов в следующей игре. А все-таки — как ты смогла побороть страх выступления перед людьми?
— Это сложный вопрос, а точнее — проблема, преследующая меня постоянно. Волнение порой просто не дает сосредоточиться и собраться перед выходом на сцену или при съемках в студии. Оно отдается нервной пульсацией в висках и дрожью в теле. На душе кошки скребут, боишься провалиться, забыть текст, запнуться…
Но со временем удается это побороть. Главное — начать, дальше всё пойдет своим чередом. На мероприятия широкого масштаба следует идти с друзьями и родителями. Близкие — главное оружие против волнения. На каждом конкурсе меня сопровождают родители, учителя и близкие друзья.
— Как ты все успеваешь?
— Совмещать учебу с конкурсами и олимпиадами сложно, учитывая, что я иррациональный человек и не имею определенного режима. Но как-то само собой получается. Иногда возникают проблемы с успеваемостью, но их удается решить. На мой взгляд, главное — желание что-то делать. Если очень хочешь чего-то добиться, ничто не способно этому помешать.
София Шалиева