Как бесплатно получить английское образование и выжить на 1400 фунтов в месяц
Об этом «Молодежка» поговорила с Рагимой Кадыровой. Девушка год училась в Лондоне, а в разгар пандемии и экономического кризиса умудрилась найти работу по специальности в британской столице и задержаться еще почти на полгода за границей. Рагима училась в магистратуре в Brunel University of London в 2019–2020 годах. В Англию девушка попала, выиграв стипендию Cheveng.
– Я окончила 13 школу в Махачкале c упором на английский язык. Школа в то время была очень сильной, клевые преподаватели. Мне очень нравились обществознание и английский, по этим предметам даже занималась дополнительно. Хотела на юрфак поступить.
Сдала ЕГЭ, поступила в несколько вузов, выбрала Академию внешней торговли в Москве. Для 16-летней меня это тогда было странно. Совершенно другое общество, хотя вроде одна страна. Было тяжело, но интересно. Начала работать с пятого курса, английский всегда давал мне преимущество. Проработала в разных юридических консалтинговых фирмах пять лет. Все они были американскими или английскими. В 2017 году я узнала, что моя однокурсница уехала учиться за границу.
Я стала копаться в этом, что-то изучать. Но мне показалось это так тяжело, нереально, думала, никогда не сдам дополнительный экзамен по английскому, никогда не попаду в магистратуру, никогда не выиграю этот грант. Это же большие деньги. На следующий год еще одна знакомая выиграла. Я подумала, что это какой-то знак судьбы. Был еще такой момент: на работе все хорошо складывалось, но она мне ужасно надоела. Я взяла выходные, отпуска, чтобы все написать, продумать, подала документы и уехала.
– Что это за программа?
– Она ищет людей, у которых есть какой-то лидерский потенциал. И возможность, как они называют, «нетворкать» – создавать социальные связи для решения какой-то проблемы. Самое важное, чтобы у тебя какой-то социальный посыл был. Сейчас у нас пример с мусором. Если бы человек взялся, предложил и воплотил идею, которая решила бы эту проблему, это был бы большой плюс.
У меня было несколько проектов. Пока училась в юридической академии, стала одним из основателей юридической клиники. Мы помогали гражданам, которые не могут себе позволить платные консультации юриста. Это был социальный проект.
На интервью (при отборе кандидатов для включения в программу. – «МД») меня спросили, что меня затрагивает, какие темы, проблемы. Я рассказала про права женщин в Дагестане. Это такая моя боль. Причем мы живем и нам кажется, что все нормально. Когда ты как-то поизучаешь тему, понимаешь, что тяжело с этим.
Основная фишка этой программы в том, что ты должен вернуться в свою страну после обучения. Это же не программа по привлечению мигрантов. Правительство Британии выдает гранты для того, чтобы молодые люди у себя на родине распространяли ценности демократии и свободы.
В августе открывается набор заявок, и он обычно закрывается в ноябре. Затем до февраля вы ждете, пригласят ли вас на интервью. Это все онлайн. Подаете четыре эссе: почему вы хотите в Соединенное Королевство, почему именно эти университеты, рассказываете о своем лидерском потенциале. Предпочтительные университеты надо выбрать заранее, три из списка, в который входят практически все значимые вузы страны. В январе-феврале присылают приглашение на интервью, и затем оно проходит в марте-апреле. Потом загружаете рекомендательные письма от своих либо начальников, либо научных руководителей. И все, в июне эти письма счастья приходят. Или не приходят.
– Какие критерии отбора?
– Первое – у тебя должен быть опыт работы. Разницы нет, в какой сфере. Если ты отучился на юриста и поработал, то поступаешь в магистратуру тоже на юриста, логично. Но миллионы примеров есть, когда ты просто объясняешь, что вот я всю жизнь работал бухгалтером, но мне нравилось искусство, я подготовил серию лекций по этой теме. Если ты убедишь, что тебе нужно в другую сферу, тебя возьмут.
Но главное – английский язык. Экзамен не заоблачно тяжелый. Уровень языка – выше среднего. Возрастных ограничений нет. Я там даже 50-летнего видела, но это редко. У нас были в основном до 30, несколько человек были по 37 лет.
Вместе со мной заявки подали еще 50 тысяч человек из разных стран мира. А получили гранты на обучение 1700 человек. В наш год из России было 30 человек, причем из разных сфер. Кстати, были из соседних республик девочки. Из Дагестана только я.
– Как прожить бедному студенту в дорогой Англии?
– Принимающая сторона полностью покрывает расходы на обучение, сколько бы оно ни стоило, в любом университете, который ты выберешь и поступишь. Университет может стоить от 16 до 40 тысяч фунтов в год. Оплачивают все перелеты, визовый сбор. Тебе платят стипендию, в Лондоне она самая большая – 1400 фунтов, это около 140 тысяч рублей. В других городах это 1100 фунтов.
На эти деньги вы не будете шиковать. Но этого достаточно для ведения комфортного образа жизни. Квартиру снять невозможно, конечно, придется снимать комнату. Комната будет стоить 650–700 фунтов, примерно половину стипендии заберет она. Но можно с друзьями снять квартиру, и это очень классно.
Там ведь все общество направлено на то, чтобы не было перепотребления. Есть какие-то программки, например, еда остается в ресторанах, неиспользованные продукты. И они по низкой цене их отдают. Много всяких таких штук. Очень много скидок для студентов в любой сфере: проезд, билеты куда-то, одежда, электроника.
Мы даже обсуждали с друзьями, что ты себе можешь позволить больше, получая стипендию, чем работая в Москве. Уровень жизни выше, все хорошего качества. Сейчас сказала и расплакалась.
– Настоящий Лондон такой же, как на картинках в школьных учебниках? Представления совпали?
– Когда я выехала в центр, это было как путешествие по учебнику. Все эти картинки ожили, мне этот город сразу настолько понравился. Есть красота, которую мы все привыкли видеть, – парламент, Биг-Бен, Красный автобус.
Но есть и другой Лондон. Он намного шире. Есть восточный. Он более хипстерский, всякие граффити, все разрисовано.
Чуть дальше – пакистанленд. Он такой мигрантско-восточный квартал, везде эти карри-шопс, лавочки всякие.
Западный Лондон – это такой, как мы видим в фильмах: двухэтажные домики со своим садиком, такой хорошенький прям. К центру он очень роскошный, фешенебельный. Эти белые дома, вымощенные улицы, бутики. Очень много парков, он зеленый. Там нет зимы — из-за Гольфстрима все время тепло. Стереотип про погоду вообще не оправдался. Абсолютно прекрасная погода.
Еще часто спрашивают про еду. Продукты не дороже, чем у нас, и намного лучше по качеству. И еда совершенно на разные вкусы. Приезжаешь в другие города, Париж, например, и чувствуешь – все такое французское. А здесь такой мультикультурализм, мегаполис. Именно в Лондоне «британство» уже утрачивается, в других городах еще есть.
– Система обучения сильно отличается от нашей?
– Подход другой. У нас как: лекции, тебе разжевали, потом спрашивают на семинаре. Там к занятию ты уже должен прийти готовым. Они тебе скидывают по 200–300 страниц, перед занятием ты должен уже все изучить. Вы обсуждаете проблемные вопросы. Или моделируете ситуацию. Вот вы — совет директоров, вам нужно принять определенное решение, вы обсуждаете. Для меня это было ново.
Профессора с тобой абсолютно на равных выстраивают диалог, тебя всегда могут выслушать. Никогда не скажут: «Что за чушь ты несешь?!» Они очень развивают критическое мышление. Этим просто пронизано все – не принимать на веру ни один тезис. Задавать вопросы, смотреть с разных сторон, пытаться вывести свою точку зрения. Все как-то интереснее, более интерактивный подход.
– Через год обучение закончилось. Дальше что было?
– Пандемия, рынок рухнул, были массовые сокращения в Великобритании, правительство выплачивало 80 процентов зарплаты сокращенным. Это был напряженный момент.
Я все лето писала диплом и параллельно искала работу. Искала работу помощником юриста. Была идея остаться барменом, больше в шутку, конечно. Пересмотрела кучу видео о том, как подавать резюме, подала около сотни. У меня уже был спортивный интерес. Ни одно не выстрелило. Ни одно!
Профессор предложил мне работать его ассистентом, но на эти деньги в Лондоне не проживешь. В итоге со мной связалась женщина, предложила вакансию, очень срочную. Нужен был юрист с российским дипломом. Очень крупная и известная фирма в Америке, имеющая офис в Англии. Но это была новая для меня сфера – авиационное право. Мы занимались всякими инцидентами в авиации.
Было своеобразно и интересно. У них совершенно другая культура общения. Они очень вежливые. Каждый раз, когда мой начальник меня о чем-то просил, он прям извинялся за это. И 17 тысяч раз благодарил за все и хвалил. А когда критиковал, делал это так, что у меня не создавалось впечатления, что я ни на что не способна. Они поддерживают в тебе уверенность. Это так здорово!
– Но почему в итоге пришлось вернуться?
– Я вернулась раньше, чем должна была, потому что в Британии нашли новый штамм вируса. Пришлось возвращаться, иначе бы границы закрыли, и потом непонятно, как вернуться домой. В январе я приехала, работала на удаленке, пока у меня была виза. Сейчас планирую искать что-то другое.
– Ностальгия по жизни в Англии есть?
– Тоскую по своим друзьям, по самому городу, по вежливости людей. У меня была очень сильная депрессия, когда вернулась в Москву. Еду из аэропорта, холод собачий, ужасные пробки, все такие злые, и я разревелась. Затем приехала в Дагестан, здесь было намного легче адаптироваться.
P. S. На самом деле, получить образование за рубежом легче, чем мы привыкли думать. Сейчас не идет речь о платной учебе, тут и так все понятно. Существует множество грантовых программ как для школьников, так и для студентов, и даже тех, кто уже давно отучился. Среди них – немецкая служба академических обменов DAAD, шведская Visby Scholarship, Erasmus – некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами государств — членов Евросоюза и ряда других стран. Условия для участия в каждой программе свои, на их сайтах все подробно расписано.
Анастасия Расулова
Читайте также:
Секрет успеха – дружба с головой. Как дагестанский стилист покорила заграницу
Архитектор своей жизни. Как махачкалинка стала доктором наук в Германии