Председатель парламента раскритиковал правительство
Молодежный парламент Дагестана наделен правом законодательной инициативы. Соответствующую поправку в законодательство на состоявшейся в четверг девятой сессии приняли депутаты республиканского парламента. А председатель Народного Собрания Дагестана Хизри Шихсаидов подверг резкой критике представителей Правительства республики и власти Махачкалы. Первые получили замечания за непосещение и недооценку значения сессий, вторые – за общее состояние города.
«Лишь бы не ходить»
«Я думаю, что мы изменим регламент нашей работы и сделаем так, чтобы они (члены Правительства РД) посещали сессии. И по каждому выступлению фракций здесь в последующем выходили и рассказывали, информировали депутатов, а через депутатов и избирателей, как решаются те или иные очень важные злободневные вопросы, которые волнуют население нашей республики», – начал Шихсаидов.
«Вот сегодня: Гамидов – командировка в Пятигорск, понятно. Карибов – участие в заседании коллегии прокуратуры по вопросу состояния прокурорского надзора. Коллегия важнее, чем сессия для Карибова… Понятно». Далее Шихсаидов перечислил еще несколько фамилий правительственных чиновников, которые «найдут любую причину, пойдут на любое совещание – лишь бы не ходить на сессию».
Недооценивают парламент
Хизри Шихсаидов сделал резкое заявление о недооценке представителями исполнительной власти значения сессий и вообще Народного Собрания.
«Им кажется, что можно за эту трибуну по любому вопросу выставлять человека любого уровня. Здесь должны отчитываться, начиная от председателя правительства, заместителей и министров. (…) Поэтому к нам не нужно сюда присылать замминистров, которые ведут одно узкое направление. Он этой работы всей не знает. (…) Здесь будет выступать только председатель, заместители председателя правительства и в редких случаях министры. Если это узкий какой-то вопрос, касающийся министерства. (…) У нас будут вопросы, на все вопросы надо отвечать. Нас интересует всё, потому что это интересует избирателей. Поэтому я бы просил не недооценивать эту работу, а подходить к ней очень серьезно и ответственно», — сказал он.
Председатель парламента предложил на этой сессии снять с повестки дня и перенести на следующий месяц «правительственный час». 83 депутата поддержали это предложение Хизри Шихсаидова, один воздержался (всего в парламенте Дагестана 90 депутатов).
Почему нет порядка?!
Следом критике подверглись власти столицы республики.
«Самая главная улица нашей республики – имени Расула Гамзатова. (…) Посмотрите от площади до моста, слева и справа. Конечно, в городе делается что-то, предпринимаются какие-то меры. Понятно, что денег не всегда хватает, денег никогда не хватает. Но, тем не менее, это наша столица и это самая главная улица. Она должна выглядеть очень достойно, красиво, в том числе и в архитектурном плане. Сюда приезжают туристы, мы хотим, чтобы было еще больше. Но возьмите, допустим, участок, где расположено Министерство культуры. Посмотрите, что делается перед ним: закрыто какими-то заборами. Они поставлены для того, чтобы мы привыкли к этим заборам. Потом там вырастет какое-нибудь здание. Оформляют эти участки на шоферов своих, на кого угодно, потом начинают там что-то делать, придумывать», — возмущался спикер.
«Где Общественная палата, где общественные организации, где мы с вами?! Почему мы не замечаем и не наводим там порядок?! Почему эти заборы не убрать и не посадить там деревья, цветы и не сделать хорошее место для прогулок, для детей, для родителей?!» — спрашивал он у депутатов. Потому что ответы администрации Хизри Шихсаидов знает, похоже, уже наизусть.
«Посмотрите, что делается вокруг первой больницы городской. Понаставили там столько будок, тротуары сузили, антисанитария. Вы там вечером выйдите, погуляйте, увидите, что там делается. Никто этого не замечает. И как ни задашь вопрос городу – это до нас было решение принято. Отмените! Есть суды, есть другие органы, которые этим занимаются. И обязательно в конце получается, что сами же власти городские замешаны во всех этих делах. Ну, нельзя обманывать всё время самих себя и нас. Надо считаться с общественным мнением, надо учитывать это. (…) И нравится это кому-то или нет, надо об этом говорить и, самое главное, добиваться результата, чтобы после наших выступлений какие-то меры принимались», – сказал Хизри Шихсаидов.
Если не считать этих выступлений председателя, сессия Народного Собрания прошла в штатном режиме. Депутат от фракции КПРФ Марат Асланов затронул вопросы обеспеченности школ учебниками, увеличения учебных часов по изучению родных языков. «Справедливорос» Марат Алияров говорил о проблемах в сфере строительства, землепользования. «Единорос» Асият Алиева озвучила проблемы мелиорации земель и сообщила о стабильном развитии АПК республики в части производства овощей защищенного грунта.
Парламентарии единогласно назначили двух мировых судей на судебные участки в Ленинском районе Махачкалы и Хасавюртовском районе. И заслушали отчет о деятельности Счетной палаты Дагестана за прошлый год, представленный ее председателем Билалом Джахбаровым.
Всего в прошлом году Счетная палата РД выявила бюджетно-финансовые нарушения на общую сумму 6,17 млрд рублей, наибольшая часть из которых – более 2,1 млрд – приходится на долю незаконного использования бюджетных средств. В 2016 г. было выявлено нецелевое использование 106 млн рублей бюджетных средств, из которых, по словам Джахбарова, в бюджет республики восстановлено 98 млн рублей.
Хизри Шихсаидов отметил, что необходимо провести оптимизацию кадров и состава Счетной палаты республики, организовать аттестацию аудиторов, обращать внимание на выявляемые нарушения, которые из года в год повторяются.
Принято
Депутаты приняли в первом чтении ряд законопроектов. Пожалуй, самый важный из них — «О регулировании земельных отношений в Республике Дагестан». Председатель парламента отметил, что земельные вопросы в Дагестане всегда вызывают интерес и споры. Он сообщил, что этот закон планируется принять в 4 чтениях, чтобы «каждому гражданину было ясно и понятно основное направление этого закона, что он вносит нового».
Еще несколько законопроектов было принято во втором чтении.