Дагестанские производители стали активными участниками Третьей международной выставки производства напитков Beviale Moscow 2018 в МВЦ «Крокус Экспо». Эта «дочка» легендарной Brau Beviale в Нюрнберге — единственная отраслевая экспозиция, охватывающая всю технологическую цепочку от оборудования до конечного продукта. Профессионалы и любители собираются на одной площадке, чтобы поделиться технологиями и попробовать появившиеся в отрасли новинки.
Хмель и солод, крафт и тренд
Первое, что бросается в глаза, — коробочки с душистым зеленым хмелем. Сразу видно: здесь поставщики сырья для пивоварен. Точно! Рядом Балтийская солодовенная компания представляет протокол лабораторных испытаний солода. Кстати, согласно немецкой «Заповеди чистоты» 1516 года, пиво можно варить только из трех компонентов: ячменного солода, хмеля и воды. Даже дрожжи не включали в список — тогда о них еще никто не знал. Некоторые пивовары до сих пор держат марку и обязательно ставят на бутылке «правильного» пива знак качества — 1516. Их менее радикальные коллеги могут найти на выставке дрожжи, которые продают узкопрофильные производители.
У стенда дегустаций многолюдно: здесь можно попробовать настоящее крафтовое пиво. Примечательно оно тем, что имеет разные рецептуры и вкусы, потому и аудитория разнообразная: от беспечной молодежи до представительных бизнесменов.
— Основные тренды индустрии напитков сейчас — в пивоварении. Вся эта крафтовая история — очень заметный тренд. Это наиболее легкая индустрия, и порог входа в бизнес тоже минимальный. Создать интересное пиво проще и по финансам, и с точки зрения рецептуры, — поясняет исполнительный директор Messe Frankfurt (выставочный организатор Германии. — Прим. авт.) в России Анна Манвелова.
Минеральная вода: путь на широкий рынок
С минералкой все масштабно: российские производители собираются расширять экспорт. Здесь это поставлено на широкую ногу.
— Нам очень отрадно, что в марте в наши ряды вливается «Рычал-Су», представитель Республики Дагестан, — говорит президент Союза производителей безалкогольных напитков Максим Новиков. — Источники Кавминвод являются уникальным богатством России и имеют огромный экспортный потенциал. В настоящее время мы ведем переговоры с Российским экспортным центром по расширению объемов поставок, готовим обновление ГОСТа. У нас представлены Кавказские Минеральные Воды, «Нарзан», мы обсуждаем сотрудничество с Ессентукским заводом и приглашаем всех заинтересованных в экспорте коллег из этого региона в наш союз.
Павильон виноделия: эксперты и дегустации
— На выставке работает винный павильон, который мы организовали впервые, — рассказывает Анна Манвелова. — Все ключевые игроки рынка там представлены, три раза в день проводятся дегустации, куда представители HoReCa и ритейла приходят искать поставщиков. Это интересно прежде всего виноделам и опосредованно — производителям оборудования. Вообще, винная тема у нас в этом году подчеркнута. Актуальность понятна: мы возрождаем виноделие, пользуемся наконец-то государственной поддержкой в этой сфере.
Еще у нас есть зона WorldSkills— это союз молодых профессионалов, на выставке они показывали свои умения в виноделии и купажировании (смешивание в определенном соотношении различных видов напитков. — Прим. авт.). Не стоит забывать, что виноделие — прикладная профессия. Здесь есть и современное оборудование наших экспонентов, что также помогает молодым специалистам.
— Дагестан — один из трех столпов российского виноделия наряду с Краснодаром и Крымом с Севастополем, — отмечает президент союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. — Это три региона, в которых сопоставимые площади виноградников, но совершенно разные подходы и направления виноделия.
Если говорить о Дагестане, то в первую очередь вспоминают о производстве коньяка. Это серьезный бренд. То, что происходит в республике последние лет пять, очень радует. Началась посадка новых виноградников — ежегодно высаживают порядка тысячи гектаров. Оборота земли в Дагестане нет, но в рамках старых совхозов и хозяйств образовались группы людей, которые тянутся к винограду и готовы его сажать. Это очень интересно, когда виноград производят в одном месте, перерабатывают в другом, а превращают в конечный продукт — в третьем. Такая характерная местная особенность: люди смело вкладывают деньги в чужую землю, высаживают виноградники, а затем тот продукт, что вырастает, возвращает им капитальные вложения. Люди верят друг другу, и это внутриреспубликанское доверие позволяет Дагестану развиваться.
По словам эксперта, сегодня в России наиболее известен Дербентский завод игристых вин.
— Он производит достаточно много продуктов в не очень дорогом сегменте. Этим массовым сегментом он завоевал себе имя. Чтобы вина Дагестана лучше знали, нужно, чтобы в республике появилась школа виноделия. Есть два-три предприятия, которые пытаются это сделать, и эти ростки надо культивировать. Не надо стесняться привлекать специалистов из других регионов. Это определенная национальная черта: «Что же, мы своих не можем вырастить, не можем сделать лучше других?» Если бы могли, эти вина бы звучали по всей стране. Пока не воспринимается их уровень, следовательно, чего-то не хватает. А то, чего не хватает, можно найти на предприятиях других регионов. Нужно поехать, посмотреть, поучиться.
В павильоне виноделия я попала на дегустацию «Высокий стиль Шато Тамани». Ведущий Михаил Дмитриченко рассказал о новой линейке вин «Высокий берег» от «Кубань-Вино» — из винограда, выращенного в Тамани (Краснодарский край). Это бренд, созданный при сотрудничестве с итальянскими консультантами. Такие вина делают акратофорным (ускоренным) методом с выдержкой не менее шести месяцев — их рекомендуют выбирать «на каждый день». Мы попробовали вина 2016 года с выдержкой 18 месяцев, которые хранятся не более двух лет. Средняя цена такой бутылки — 400–500 рублей. Запомнился тонкий запах винограда, а вот алкоголь почти не ощущался.
В последний день выставки прошла дегустация «Золотой коллекции Дагестана» — коньяков Кизляра, коньяков и вин Дербента. Их представили главные технологи АО «Кизлярский коньячный завод» Гаджимурад Давудов и АО «Дербентский коньячный комбинат» Алик Саламов.
Немецкий взгляд
Свой поход на выставку я решила завершить на высокой ноте и задала несколько вопросов организатору — менеджеру международных выставок Nurnberg Messe Тимо Хольсту (Thimo Holst).
— Чем вас привлекла Россия?
— Мы активно общаемся с нашими экспонентами и часто слышали от них, что российский рынок в разрезе очень интересен. У нас сложилось мнение, плюс отзывы экспонентов, что российский рынок индустрии напитков как раз то место, которое может стать подходящим для развития выставки Brau Beviale уже в России.
— Какие сильные стороны вы видите в российской индустрии напитков?
— Отличительной и очень сильной особенностью российского рынка мы считаем большое количество малых и средних предприятий. Раньше здесь было несколько крупных пивоварен, и они занимали 90% рынка. Сейчас ситуация значительно изменилась, и это здорово: люди, которые работают на небольших предприятиях, могут самостоятельно создать производство и рабочие места. Кроме того, это показывает, что людям интересно развиваться, привносить в индустрию что-то новое, разрабатывать и внедрять инновации.
— А что касается винной индустрии?
— Изначально Brau Beviale считала своей сильной стороной пивоварение, но сам концепт выставки предполагал, что на ней представлена вся промышленная цепочка. Концепт помог нам увидеть, что виноделие также развивается и Beviale Moscow может стать отличной платформой, чтобы продвигать это в том числе и на международный уровень. Плюс эта индустрия может получить поддержку государства, что очень хорошо.
— Чем виноделие Германии отличается от российского?
— Германия, как и другие страны Европы, имеет многовековой опыт производства вина. Виноделы стараются придерживаться традиций и развиваются в русле этих традиций очень структурированно, они нацелены на определенный результат. В России же очень мало традиционных районов с хорошей историей выращивания винограда и производства вина, но много людей, которые хотят начать производство с нуля. Они идут и покупают завод — не вдаваясь в детали, не выбирая какое-то конкретное оборудование, как сделали бы немцы, — и не знают, что с ним делать. В результате часто прибегают к услугам консалтинговых компаний.
— А чем вы готовы поделиться? Специалистами? Технологиями?
— Хотелось бы отметить площадку WorldSkills. Мы пригласили их сюда, понимая, что многие люди хотят получать знания, но не совсем понимают, как это сделать.
Мария Малова