Баскетболисты-колясочники дали мастер-класс в Буйнакске
Два тайма по 12 минут. Две команды по восемь игроков. В воскресенье баскетболисты-колясочники спортивного клуба «Скала» рубились в «двухсторонке» в Буйнакске. Показательный матч во Дворце детского творчества был устроен для привлечения внимания к проблемам людей с ограниченными возможностями. Это надо было увидеть.
Баскетбольная «Скала» появилась по инициативе ныне покойного директора клуба Камиля Атаева. Неоднократный чемпион СССР по волейболу и чемпион мира по футболу среди ампутантов, в 2011 году он собрал первую команду из 10 человек. Сегодня их два десятка. Большинство – махачкалинцы. Есть спортсмены из Магарамкента, Дылыма, Ново-Чиркея, Гуниба.
Спонсоров на выездные мероприятия ищут сами. Коляски старые, во время игры я слышала жуткий скрип колес. Даже масло не помогает.
«От колясок ничего не осталось, их не починишь. Я с собой беру приборы и заменяю детали, где нужно. У нас еще должен быть медицинский работник, во всех других регионах у игроков он есть. Во время игры его помощь необходима всегда. Он давление замеряет, помощь первую оказывает. А я что, пластырем где-то или изолентой подправлю, стыдно говорить», — рассказывает, вздыхая, о своей работе механик Али.
Нападающего Назира механик называет летчиком. Я даже не спрашиваю, почему — видно, как он летает по площадке. И падает дважды во время игры. «Он очень шустрый, быстрый, хорошо играет, забывается, а потом падает», — говорит о нем механик.
«Потихонечку на ноги становимся»
Новые коляски на 5 миллионов рублей в Минспорте РД заказали игрокам в Англии. Каждая коляска стоит 420 000 рублей. Они подбираются индивидуально для игроков.
«В команде у нас только одна профессиональная коляска, ее подарил главный тренер по вольной борьбе Сажид Сажидов. Коляски отличаются друг от друга еще и тем, что их подбирают для каждого спортсмена индивидуально. Нужно управлять, настраивать, если колесо приподнимаешь сзади, оно на скорость влияет, на равновесие», — комментирует Карим Шихсаидов, игрок и финансовый директор команды. Он же – депутат Молодежного парламента при Народном Собрании Дагестана. Именно парламент организовал поездку в Буйнакск.
Карим рассказывает, как в сентябре на Открытом кубке России в Казани у них колеса вылетали, коляски ломались. В итоге «Скала» заняла 6 место среди восьми российских команд.
«Спонсоров нет, Минспорта помогает с поездкой на соревнования. Но бывает, что недостающую сумму мы сами ищем. У нас не все ребята выезжают на соревнования, нет денег или колясок. Но мы никому не отказываем, баскетбол еще и для реабилитации инвалидов предназначен. Потихонечку на ноги становимся. К нам и девочки приходят тренироваться».
«Очень темпераментные»
Высокого мужчину окружили игроки, это Эдуард Поповский – тренер команды. Он объясняет игрокам, как будет проходить атака: через центр или фланги.
«Против каждого соперника своя тактика игры. Игрокам нужно совмещать силу рук с броском. С помощью рук они передвигаются и ими же забивают мяч, а руки-то напряжены. Здесь баскетболистам нужна сила рук больше, чем обычному человеку», — делится тренер.
Игроки, которые не могут заниматься в Махачкале, занимаются в своих городах. И оттуда выезжают на соревнования. А остальные снимают квартиры в столице республики. Тем временем, в Казани, Питере, Москве, Тюмени игроки получают зарплаты – до 35 — 40 тысяч рублей доходит. В Чечне команде два года. Там игрокам платят по пять тысяч рублей.
Магомед уже пять лет в команде. Сейчас снимает квартиру в Махачкале, а раньше из Ново-Чиркея приезжал.
«Зимой и летом ездил. Маршруток нет в Ново-Чиркей, на попутках ездил. 300 — 400 рублей на дорогу тратил. Квартира, в которой живу, стоит 15000. Живу с братом. Люблю баскетбол, во время игры, когда едем на коляске, мы забываем, что инвалиды», — объясняет Магомед. А потом добавляет: «Вы бы видели, как российские игроки ездят. Они вообще не чувствуют, очень быстро передвигаются. Баскетбол нам дал это чувство уверенности».
«В Дагестане плохо развиты командные виды спорта. Знаете, почему? Потому что дагестанцы очень темпераментные. Они принимают удары во время игры, как что-то личное», — считает игрок Агад.
Гамиду 20 лет, он занимается в клубе с момента его основания. И всё это время мама поддерживает его, она не пропустила еще ни одну тренировку и соревнование. Зухра говорит, что сын выбрал спорт и вряд ли будет заниматься чем-то другим.
— Ты не так бросаешь мяч, руки надо выпрямлять, а ты не выпрямляешь, — объясняет взрослый игрок 14-летнему Мансуру. Самый младший член команды, он до совершеннолетия не может участвовать в официальных соревнованиях. И набирается опыта в таких играх.
Две команды, два тайма – по 12 минут. Правила те же, что в баскетболе классическом.
Мансур закидывает «двухочковый». В следующей атаке просит пас, но — перехват. И вот в атаке уже соперники. Спортсмены без тормозов крутят колеса сильными руками. Один блокирует противника. Другой забивает.
Первый тайм окончен. Игроки достают воду из сумок, а тренер дает наставления. После второго тайма все как будто только набрались сил и хотят играть еще. Им места было мало, хотелось больше простора для игры. А потом счетом интересуюсь, но никто и не задумывался над результатом.
Патимат Амирбекова