О том, почему волейбол в Дагестане популярнее единоборств, читайте в интервью с Магомедом Гаирбековым, главным тренером волейбольной команды ДГУ. А еще вы узнаете, как стать самой крутой студенческой сборной в России. И почему в волейболе высокий IQ важнее высокого роста.
— Вы недавно вернулись со Всероссийской универсиады в Казани, где заняли четвертое место. Расскажите об этом.
— Накануне мы стали чемпионами российской студенческой лиги, поэтому в Казань отправились в ранге фаворитов. Мы ехали за медалями, так что итоговое четвертое место для нас результат неважный. Хорошо показали себя на групповом этапе, обыграв все три команды. Однако в четвертьфинале уступили сборной Уфы, а в матче за третье место проиграли команде из Майкопа.
— Чего не хватило для победы?
— Мне кажется, наши ребята «перегорели». Не справились с эмоциями. Мы впервые участвовали во Всероссийской универсиаде, поэтому волнение спортсменов вполне понятно. К тому же, отправились в Казань не самым сильным составом: несколько наших волейболистов заболели и не смогли принять участие в соревнованиях.
— Думаю, для дебюта результат весьма неплох…
— Если судить с этих позиций, то результат, конечно, неплохой. Оказаться в четверке сильнейших – почетно. Тем более для первого раза. Мы однажды уже пробивались в финальную часть Всероссийской универсиады, но тогда соревнования проходили в Ханты-Мансийске, это далеко, из-за проблем с финансами не смогли выехать.
— Ну, давайте теперь о том, что почетно с любых позиций: о победе в российской студенческой лиге.
— Мы впервые стали чемпионами. В прошлом году были вторыми, до этого пару раз становились третьими. Вообще, в этой лиге выступаем лет восемь. Сперва нужно было пройти предварительный отбор, потом стать сильнейшими в 1-м дивизионе, чтобы, наконец, выйти в высший дивизион. Здесь, в высшем дивизионе, играем где-то лет пять. Пора было брать золото (улыбается).
— Теперь выступать в лиге наверняка станет сложнее.
— Разумеется. Достичь вершины – одно дело. Удержаться на ней – совсем другое. На нас и настраиваться по-другому будут: чемпион – это отличный раздражитель для любой команды. После достижения цели команда расслабляется, в любом спорте так. Это может нам помешать. Мы постараемся подобного избежать. К тому же, многое будет зависеть от состава, с которым сыграем в следующем сезоне. Состав-то постоянно меняется: выпускники уходят, на их место приходят молодые ребята, и не всегда эта замена бывает полноценной. И еще есть фактор «короткой скамьи». У меня немного запасных игроков. Поэтому если кто-то из основного состава получает травму, это большая потеря для команды, восполнить которую бывает весьма затруднительно. Думаю, если все сложится оптимально, с призовых мест мы не уйдем.
— Команда постоянно в разъездах. Как часто приходится вступать в конфликты с преподавателями, которые считают – и считают не без основания, надо заметить – что студенты в первую очередь должны думать об учебе, а не о волейболе.
— Постоянно (улыбается). Ребята, которые у нас хорошо играют, любят сачковать, конечно: если есть такая возможность, пропускают занятия, объясняя это занятостью в волейбольной секции. Разумеется, большинству преподавателей это не нравится. Приходится идти на какие-то компромиссы. А что делать? Когда студент учится на нашем — физкультурном — факультете, это полегче. Если он с какого-то другого факультета, уже посложнее найти общий язык с его преподавателями. Но, хочу отметить, руководство вуза нас всегда поддерживало.
— Есть ли у человека ростом метр семьдесят шанс попасть в вашу команду?
— Есть, почему нет (улыбается). В нашей команде, как, впрочем, и в любой другой волейбольной команде, есть позиция чистого защитника. Такого игрока называют «либеро». Он не принимает участия в нападении. Такие игроки, как правило, и бывают не очень высокими… ну, относительно других игроков. Слишком маленькому, конечно, будет не очень удобно и на этой позиции. Современный волейбол ушел далеко вперед. У нас самые высокие игроки – это чуть-чуть за метр девяносто. В других регионах России даже такие игроки маленькими считаются. У них обычно за два метра волейболисты бывают.
— Какие сильные и слабые стороны вы можете выделить у своей команды?
— Слабая сторона – это работа у сетки. Для эффективной блокировки нашим ребятам не хватает роста. Сильная сторона – это командный дух. У нас, вне зависимости от состава, всегда сплоченный коллектив. За то время, которое я являюсь тренером сборной ДГУ по волейболу, у меня уже сменилось три поколения игроков. А командный дух всегда оставался прежним. Наши спортсмены играют до конца, и в этом их сила. Еще у нас довольно сильная защита. В те времена, когда я еще играл, наша защита была практически непробиваемой. Другие команды шутили: «Махачкале невозможно мяч забить». Сейчас мы в этом компоненте слегка сдали, поскольку игроки больше стараются играть в нападении. Но защита у нас по-прежнему одна из сильнейших в России.
— Что можете сказать о популярности волейбола в Дагестане? Сильно уступает единоборствам?
— Вообще не уступает. Серьезно. Волейбол в Дагестане, как и борьба – национальный вид спорта. Я недавно смотрел календарное расписание Министерства спорта, так вот по количеству мероприятий мы занимаем второе место после вольной борьбы. И это не удивительно. В волейбол у нас всегда любили играть. Даже соревнование в каком-нибудь селении собирает порядка 10 — 12 команд.
Мне кажется, это в единоборствах сейчас происходит спад. Люди слышат о травмах, которые получают спортсмены, профессионально занимающиеся единоборствами, и начинают задумываться: а стоит ли оно того? А волейбол — это единственный бесконтактный командный вид спорта.
В баскетболе, в футболе, в других игровых видах спорта есть стандартные ситуации: розыгрыши угловых, штрафные, какие-то домашние заготовки. В волейболе ничего подобного нет. Здесь постоянно происходит что-то новое, очень сложно предугадать развитие событий. Поэтому волейболисту важно иметь острый, аналитический ум. Без этого в нашем спорте никак.
Руслан БАКИДОВ