«МД», рискуя промочить ноги, отправилась в аквапарк «Люксор», где тренируется самый перспективный дагестанский пловец Руслан Гасанов. Нет, не боксер. И не борец, хотя плечи у него тоже широкие. Вы не ослышались, а мы не оговорились. Совсем скоро – и мы в это верим – Руслан Гасанов станет первым в Дагестане мастером спорта по плаванию. А пока познакомьтесь с этим парнем поближе.
— Ты недавно вернулся с чемпионата ЮФО и СКФО, который являлся квалификационным на чемпионат России. Расскажи о нем.
— На этом соревновании для меня важнее всего было стать мастером спорта… к сожалению, не хватило каких-то трех сотых секунды. На чемпионат-то России я отобрался, но вот звание мастера спорта так и не завоевал.
— Сильно расстроился?
— Конечно, очень обидно. К тому же, у дедушки был день рождения 15 февраля, хотел сделать ему подарок. Не получилось, и я из-за этого некоторое время даже в депрессии сидел. Понимаешь, в нашей республике нет ни одного мастера спорта по плаванию? Хотел и в историю войти, и дедушку обрадовать. Но вот эти три сотые секунды мои планы перечеркнули.
— Когда представится еще один шанс завоевать звание мастера спорта?
— Буквально через пару недель. С 10 по 13 марта в Ростове будет проходить Кубок России. Постараюсь там сделать то, что не получилось в Астрахани.
— Расскажи, как пришел в этот спорт, для Дагестана, скажем так, непривычный?
— Да я не приходил… меня привели (смеется). За меня отец все решил, за что я ему благодарен (Руслана тренирует его отец Владимир Гасанов. – Ред.). Он привел меня в бассейн, и с тех пор я плаваю. Получаться, конечно, стало не сразу. Помню, когда я только начал выступать на российском уровне, был в числе худших спортсменов. Уступал всем соперникам и даже слышал смешки в свой адрес: мол, в Дагестане борьба развита, а тут пловец какой-то выискался. А сейчас многие из этих людей уступают мне.
— Как получилось добиться такого прогресса?
— В этом огромная заслуга моего отца. Он меня с детства воспитывает: надо тренироваться, превозмогать усталость и лень, идти до конца. Раз уж пришел в этот спорт и столько всего претерпел, я просто обязан раз за разом добиваться своих целей. Ну и, конечно, поддержка родных и близких, особенно дедушки и бабушки. Какой-то процент от моих побед принадлежит им. Без них я бы не побеждал.
— Насколько в Дагестане всё плохо с плаванием?
— В Махачкале нет ни одного спортивного бассейна. Был один, я там в детстве занимался, но его поломали. И вот он с тех пор в таком состоянии находится. Не знаю, зачем его разрушили, но было очень обидно. Потом я 2 — 3 года занимался в десятиметровом бассейне. Это вообще смешно было. Вряд ли хоть один пловец где-то в России занимался в таких же условиях.
Сейчас я перебрался в бассейн «Люксор», выступаю за ДЮСШ «Лидер». Это лучшее из того, что мне известно, но бассейн, конечно, тоже не спортивный. В нем метров двадцать и температура воды где-то 33 градуса. А на соревнованиях: 27 градусов. Разница на самом деле ощутимая. Но это ведь не для спортсменов бассейн строили, сюда люди приходят отдохнуть, им теплая вода нужна. Захотят, и 40 сделают. Я рад, что есть хоть какие-то условия для тренировок.
— Наверняка ты уже думал, что в определенный момент для дальнейшего роста тебе придётся покинуть Дагестан и перебраться в регион, где плавание развито лучше. Морально к этому готов?
— Да, я понимаю, что в будущем мне действительно нужно будет уехать из Дагестана, если здесь ничего не изменится. Но до такого уровня, когда в этом возникнет необходимость, еще нужно дорасти. Стать сильнее в несколько раз. И если перееду, то только с отцом. Я уже привык к своему тренеру, с другим наставником не смогу. Отца с полувзгляда понимаю. Ему достаточно на меня посмотреть, и я все пойму: хорошо проплыл или плохо, что еще нужно сделать, какие упражнения выполнить. Это дорогого стоит.
— Как справляешься с волнением перед соревнованиями?
— Ну, с этим очень сложно бороться (улыбается). С возрастом становится легче, но полностью побороть не получается. Вот на последних соревнованиях я был предельно спокоен, страх вообще отсутствовал. Настрой, короче, был, а вот стать мастером спорта не получилось. Очень обидно. Три сотые – это всего пара сантиметров. То есть, будь у меня руки чуть подлиннее, и я бы уже был мастером спорта (улыбается).
— Диеты придерживаешься? У тебя живот плоский, как доска.
— Нет, кушаю всё подряд (улыбается).
— А тренер не возражает?
— Наоборот, заставляет есть. Я вешу меньше всех соперников на килограммов 15 – 20, так что мне нужно еще набирать вес, мышечную массу.
В этот момент к нам присоединился отец Руслана. Как тут было удержаться от пары вопросов?
— Тренировать сына, каково это?
В. Г.: — И легче, и приятнее, чем обычного спортсмена. Вдвойне приятно, когда сын чего-то достигает и ты принимаешь в этом непосредственное участие. Любой отец своим сыном гордится, когда тот добивается определенного успеха.
— А не жалеете его на тренировках, когда видите, что он измотан? Не даете поблажек?
— Не, у отца этого точно не бывает (смеется).
— Когда выходите из бассейна, продолжаете говорить о плавании?
В. Г.: — Иногда говорим, обсуждаем какие-то рабочие моменты, особенно, если к соревнованию готовимся.
— Руслан, чем занимаешься в свободное от плавания время?
— Да у меня и нет свободного от плавания времени (смеется). Утром тренировка, вечером тренировка. Разве что в воскресенье выходной. Но в этот день я просто отдыхаю.
— Есть кумиры в спорте?
— Майкл Фелпс, естественно. Великий пловец. Он вдохновляет, мотивирует (Майкл Фелпс – единственный в своем роде 18-кратный олимпийский чемпион. – Ред.).
В. Г.: — Что я хочу сказать, кумиров быть не должно, должны быть люди, которые мотивируют. Молодой спортсмен, глядя на таких людей, должен думать: они этого достигли, значит, и я смогу. У них две руки – у меня две руки. У них две ноги – у меня две ноги. А значит, остается лишь упорно тренироваться. В этом весь секрет успеха.
Руслан БАКИДОВ, фото автора