Грант на «Машуке» выиграл, серебро на Всемирных играх IWAS завоевал, кинопоказ для молодых спортсменов устроил… а вот интервью для «МД» так ни разу и не дал. Мы это дело решили исправить и направились в гости к Кариму Шихсаидову, спортсмену, общественному деятелю и просто замечательному человеку.
— Об играх IWAS я узнал на чемпионате России по армспорту – там о них часто говорили. Оно и понятно: после Паралимпиады эти игры являются самыми значимыми и масштабными соревнованиями для спортсменов с ограниченными возможностями. Я стал третьим на чемпионате страны и таким образом завоевал путевку на турнир.
— Как проходила подготовка к соревнованиям?
— Как обычно: я тренировался там же, где и всегда, в специализированной школе имени Али Алиева. Со мной в зале занимаются многократные чемпионы мира по армспорту, они мне сильно помогли. К тому же, мой тренер – вице-президент Федерации армрестлинга Гасан Алибеков, он дважды признавался лучшим тренером мира.
— О как. Значит, с наставниками тебе сильно повезло. Какие советы они тебе давали?
— Пахать, пахать, пахать (улыбается). Говорили, что нет ничего нереального – выиграть соревнования, даже самые масштабные, может любой спортсмен, надо только тренироваться. Знаете — армрестлинг отличается от других инвалидных видов спорта огромной конкуренцией. У нас на соревнованиях может оказаться человек 20 — 25 в одной весовой категории.
— С кем тебе пришлось мериться силами в своей весовой категории на Всемирных играх IWAS?
— В первых двух схватках я выиграл у казаха и армянина, а в полуфинале встретился со спортсменом из Севастополя. На чемпионате России он оказался сильнее меня, а вот в Сочи я смог взять у него реванш. К сожалению, в финале реванша не получилось. В схватке за золото я уступил московскому спортсмену, который победил меня и на чемпионате страны.
— Это верно, что самой сильной командой на играх была наша?
— Да, конечно. Россия была сильнее всех практически во всех дисциплинах. Каждые три минуты звучал российский Гимн (улыбается). В моей весовой категории все медали достались россиянам.
— Что на играх запомнилось больше всего?
— Атмосфера. Мы были такой единой инвалидной семьей (улыбается). Лучше, наверное, сказать: спортивной. На турнире было представлено много паралимпийских дисциплин: поэтому в Сочи приехало множество опытных спортсменов, победителей и призеров паралимпиад. Для них этот турнир был отборочным на Рио. Пока армспорт не входит в паралимпийскую программу – но есть шанс, что он попадет туда уже в ближайшее время. Если уж не в 2016-м, то в 2020-м обязательно.
— Твое достижение в Дагестане уже как-то отметили?
— Пока нет, но вроде собираются организовать встречу с Рамазаном Гаджимурадовичем. Состоится она в действительности или нет, сказать не могу.
— На следующие Всемирные игры IWAS готовиться будешь?
— Конечно. Только в этот раз я уже поеду за золотом (смеется). На самом деле, в этот раз я не думал конкретно о серебре – понимал, какая там будет жесткая конкуренция. Мои соперники по лет 14 — 15 армрестлингом занимаются. С такими ребятами нелегко мне пришлось. Я хотел просто попасть в тройку, так что и бронзе бы обрадовался. В итоге получилось даже чуть-чуть лучше.
— Сколько лет занимаешься армспортом?
— Три года. С тех пор, как переехал в Махачкалу из Южно-Сухокумска. Потихоньку втянулся в общественную деятельность, занялся баскетболом на колясках – стал членом команды «Скала».
— Не сложно совмещать занятие сразу двумя видами спорта?
— Армрестлинг и баскетбол на колясках – такие виды, которые друг другу совсем не мешают. Разве что времени не всегда хватает. Но стараюсь чередовать. Баскетбол – очень интересный вид спорта. Армрестлинг тяжелый, но результативный. В баскетболе ты можешь быть лучшим игроком во всей России, но ничего не добиться, потому что это командная игра: многое зависит от твоих партнеров. А в армрестлинге все зависит только от тебя.
Обидно, что про баскетбол на колясках у нас забывают. Это ведь не просто спорт. Это площадка, где инвалиды могут собираться, общаться, развиваться. И это для реабилитации очень хорошо. Но ситуация с клубом «Скала» не только не улучшается, а, напротив, ухудшается. У нас ушел тренер: видимо, ему сократили зарплату. И мы сами тренируемся. И как ездили на старых, не предназначенных для баскетбола колясках, так и ездим. Постоянно слышим: вот чуть-чуть подождите, мы вам новые коляски купим. Но пока сдвигов в этом направлении нет. Что уж говорить: даже таких старых, медленных колясок на всех не хватает.
У нас есть парень, Эльдар, он приезжает из Буйнакска. Совсем слабенький, он зайти в зал самостоятельно не может: просит помочь таксиста, с которым приехал, или прохожих. И вот ему далеко не всегда достается коляска. Он просто сидит и наблюдает за тренировкой. За него очень обидно, конечно.
Так что с финансированием у нас очень плохо. На последний чемпионат России поехать не смогли. На последний розыгрыш Кубка РФ — тоже. Хотя до этого такие соревнования не пропускали. Что вообще об этом говорить, если у нас даже своего зала нет? Мы занимаемся в автодорожном колледже. И у нас нет возможности полностью оборудовать его, как нам было бы удобнее: чисто под наши тренировки – например, повесить больше баскетбольных колец.
С армспортом дела обстоят получше, но ненамного. Как я уже говорил, я занимаюсь в школе имени Али Алиева, она считается специализированной, то есть адаптированной для инвалидов. Люди с ограниченными возможностями должны чувствовать себя там комфортно. Но чтобы попасть на тренировку, мне нужно пройти через борцовский зал, раздевалку и подняться на второй этаж по лестнице, с которой и здоровый человек свалится. Там перила такие, за них хватаешься, они из стены выходят.
— Есть какая-то надежда на то, что ситуация изменится к лучшему?
— По программе «Доступная среда» на обустройство этой школы было выделено миллион семьсот рублей. Пока не видно, чтобы эти средства были с толком потрачены. Надеюсь, эти деньги действительно пустят на ремонт.
— Расскажи о своей общественной деятельности.
— Я состою в «ЯПП», курирую в основном инвалидный спорт. В этом году выиграл грант на «Машуке» и уже приступил к реализации проекта, посвященного культурно-патриотическому воспитанию спортсменов.
— Это как?
— Мы устраиваем кинопоказы патриотических и исторических фильмов прямо во время тренировок. А также организуем встречи со знаменитыми спортсменами. Думаю, это производит свой эффект.
— С какими спортсменами уже удалось организовать встречу?
— С олимпийским чемпионом Гайдарбеком Гайдарбековым, бронзовым призером Олимпийских игр Махачем Муртузалиевым, паралимпийским призером Курбаном Шахбановым, бойцом UFC Рашидом Магомедовым. Да в общем много с кем.
— Спортсмены с охотой откликаются на предложение встретиться с молодежью?
— Сперва они не очень понимают, зачем это. Но когда вникают в суть дела, то всячески меня поддерживают.
— Что ж, надеюсь, так будет и дальше. Спасибо за беседу и удачи.
— Спасибо.
Руслан Бакидов