Корреспондент «МД» клюнула на рыбалку
Рыбаки из Дагестана и Чечни участвовали в республиканском турнире рыболовов-любителей на водохранилище селения Каякент 22 апреля. Они получили мастер-класс от трехкратного чемпиона России в командном зачете и мастера спорта по поплавочной ловле Евгения Щербакова, а потом вооружились сами. Еще жарили шашлык, наливали и пили. Чай.
«Verba magistri»*
Ведро, дрель, самовар. Всё это нужно для рыбалки. И много всякой мелочи, на которую рыба клюет. А пока она НЕ клюет, рыбаки заваривают чай. И байки интересные рассказывают. Рыбаков всего 38, друг друга знают не все. Говорят, пришли не столько соревноваться, сколько просто порыбачить. Они от этого удовольствие получают.
Москвич Евгений Щербаков, кроме того, что рыбак, еще и архитектор, он рыбу ловит для души, для внутреннего развития. «Я совмещаю рыбалку со своей работой, работа архитектора сидячая, надо переключаться и картинку менять, иначе вдохновение не приходит».
«Ребята, здесь дамбы – это большой плюс, — начинает мастер-класс Евгений, — плавный выход в уклон и дно одинаковое. Я водоем не знаю, поэтому буду действовать осторожно, а потом по ситуации разбираться. Делаю основной упор на крупного карася, потому что озеро дикое, карась может быть очень большой, весить 1 — 1,5 кг».
Евгений не один. Он собрал, казалось бы, всё, что нужно и не нужно для рыбалки. Две огромные черные сумки, заполненные неизвестно чем. Три ведра, специальная рыболовная платформа на ногах, чтобы не погружаться в вязкий грунт, упаковки с кормом и много странных предметов, названий которых я не знаю. Есть пульверизатор, из него постепенно влагу добавляют в прикормку и дрелью перемешивают.
«Нужно постепенно добавлять в прикормку воду, замешивая ее. Всегда полезно иметь два состава по консистенции, надо пробовать. Я добавлю мелассы немного, это базовая прикормка, у нее свой естественный запах (от мелассы у рыбы появляется аппетит, бодрость, приманка привлекает большое количество рыбы, и начинается рыбий ажиотаж). Обязательно просеиваю, потому что если много комков, рыба наедается. Из живности у меня опарыш, мотыль. С мотылем нужно действовать осторожно, он мелочь собирает. Опарыш я распариваю, и он застывает, перестает двигаться. Мертвый опарыш работает на дне статично и привлекает более крупную рыбу. Живой создает лишние движения и привлекает мелкую».
Еще у Щербакова с собой два вида кукурузы: переваренная забродившая и сладкая. «Первая нравится рыбе потому, что меньше сил надо тратить на нее. А сладкая – поменьше. И для карася, и для плотвы очень подходит».
«Alea jacta est»**
У каждого рыбака – одна удочка и один крючок. И сектор по жребию. «Мне «девятка» попалась, вытащи да «десятку», вместе будем». Друг вытаскивает №38. «Черт, в самом конце». Другому участнику достается №1, и он этому так радуется, будто только что выиграл чемпионат по рыбной ловле, следом за ним поспевает другой рыбак, он под №2. Все смеются.
Водохранилище, на котором проходил турнир, расположено в предгорьях. Берега выложены бетонными плитами. Рядом вагончики и хибарки, в которых живут чабаны. Пасется скот, в основном коровы. Есть куры, петухи, индюки. И домик, в котором живет охранник водохранилища с женой. Здесь холодно, северный ветер быстро переключается на южный, а южный не хочет нас оставлять. Калсын из селения Усемикент Каякентского района говорит, что самый хороший ветер – западный. Его называют «Горынычем», потому что с гор дует. А когда он дует, вода спокойна.
Абакар — охранник водохранилища — приглашает нас к себе домой. Дома встречает Наида, его жена. Видит, что мы сильно замерзли, «Патя обычно не такая синяя», — говорит подруга. Наида кормит нас очень вкусной рыбой с икрой, очень вкусной кумыкской халвой, очень вкусным чаем с вишневым варением, очень-очень вкусным шашлыком, от борща мы просто уже отказываемся. А потом говорит: «Как жалко. Если бы я знала, что придёте, приготовила бы что-нибудь, на работу бы не пошла».
Организаторы разбивают палатку для судей. Без их разрешения участники не могут куда-нибудь отлучаться во время соревнований. Не разрешается входить в сектор без команды и переговариваться друг с другом. Готовить прикормку и рыбачить нужно по сигналу. Пойманную рыбу судьи взвешивают, живую, по желанию участника, отпускают.
«Я с шести лет рыбу ловлю. Сначала с тетей, ныне покойной, ловил, с отцом дважды ездили капитально. Везде был практически. Сомы, сазаны, щуки были, а самая большая рыба, которую поймал, весила 16 кг. Здесь я в первый раз, и ничего, что холодно, пусть хоть ураган будет, хоть Катрина пронесется, это не мешает рыбе», — шутит КВНщик, музыкант, аранжировщик Мурад из Махачкалы.
Султанпаша из Манаса привозит рыбу домой, но не жарит и не варит.
«Внуки любят играть с рыбками. И говорят мне, оставь, можно рыбку не жарить, и я не жарю. Отпускаю потом. Люблю карася, он проживает без воды в течение суток только в прохладное время, в жару высыхает быстро. Караси быстро размножаются, в полгода начинают икру метать. Буффало американский – очень вкусная рыба, потому что всю икру другой рыбы поедает», — делится Султанпаша. В первый раз он рыбачил с братом в 1966 году. Султанпаша нашел хорошее место, где много рыбы ловилось, брат тут же присоединился. В тот день их комары покусали.
Чеченец Бекхан рыбачит в Грозном и Дагестане. Рыбачит столько, сколько себя помнит.
«Раньше удочка какая была? Палка, обыкновенная деревянная палочка, как у всех. Леску привязывали к палке и по речке ходили», — вспоминает Бекхан.
Сын его стоит рядом и держит снасти и наживки для рыбалки, помогает отцу. Спрашиваю: «Сын тоже увлекается?» Бехкан отвечает: «Маленьким был, никто не ловил, а он вытаскивал, сейчас не хочет. Ничего не интересует его, кроме музыки и футбола».
У Рустама из селения Башлыкент Каякентского района душа отдыхает и «всё остальное тоже» во время рыбалки. Поэтому пришел, но и на победу рассчитывает.
«С отцом ходил, с братом старшим ходил, они и научили рыбачить. Хоть рыба ловится, хоть нет, рыбачить интересно. Во время рыбалки обо всем можно размышлять. В нашем селении на плотине, помню, поймал самую большую рыбу за всё время моей рыбалки, весила 7 кг. Вытягивал минут 15».
Чаще ловит и любит сазана Арсен из Хасавюрта, ходит на рыбалку раз в две недели, уже 10 лет рыбачит.
«Что делаю из рыбы после того, как поймал? Отпускаю. Мне не нужна эта рыба, дома у меня есть еда, я могу ее купить, но мне интересно ловить, процесс нравится. Приехал, аккуратно столик поставил, палатки раскидал. В этом весь кайф. Бывает, не успеваешь до удочки руку дотянуть, рыба такая огромная, что всё срывает и уходит или полностью удочку уносит. Такое было неоднократно», — не скрывает Арсен.
Курбану из селения Викри попался тринадцатый номер, но он не боится, не суеверный. Первую удочку ему подарил дядя. Точнее, досталась она ему по жребию. С этого всё и началось.
«Среди родственников было много желающих, но мне досталась. Я был тогда в пятом классе. Телескопическая удочка была, а тогда это редкость. Дядя туннели строил в Чиркее, в Грузии, видимо, там и достал. У друзей был бамбук, самодельные палочки. 11 кг 800 г – самая большая рыба, которую поймал, это было лет в 30».
Курбан увлекается и подводной охотой. Маска, гидрокостюм, ружье-арбалет — и под воду.
«Под водой интересней, чем над водой. Ты в невесомости будто находишься. Начинаешь запоминать места, ориентироваться, уже знаешь, где находишься, и знаешь, где берег. Видишь, как ведет себя рыба. Я не думал, например, что бычки друг друга поедают. Бывает скала, а на скале икра и рыба стоит важная, охраняет. Чем дальше заплываешь, тем больше наблюдаешь. И не хочется стрелять».
«Veni, vidi, vici»***
Рыболовецкий турнир длится пять часов. Через восемь минут после старта первым, поймавшим рыбу, становится работник Дагестанского научного центра Махачкалы Абутдин. Он рыбачит с 1984 года. И говорит: «Лес и воду покажи мне — и больше в жизни ничего не нужно».
«В 1984 году купил палки бамбуковые, они до сих пор остались у меня, не выкинул, 14 штук их. Стоили 3 рубля 20 копеек. Рыбу жена не чистит, я чищу. Она говорит, чтобы вообще не приносил рыбу. Хотя сома любит, судака и сазана хорошего, более 4 кг который весит. Я люблю окуня. Это самая вкусная рыба в мире. Но быстро портящаяся. Чешую чистить очень сложно, её не чищу, целиком шкуру снимаю».
А побеждает Александр из Хасавюрта, причем с большим отрывом, учитывая, что многие поймали по одной рыбе, а он больше тридцати. Шамайку и черноспинку. Во время ловли я боялась к нему подойти, он был полностью погружен в рыбалку. Приманка – опарыши и червячки.
«С семи лет ходил на речку Акташ в Хасавюрте с друзьями. Больше рыбачу, чем работаю. Рыбу особо не ем, только по настроению, сушеную. Ловлю и выпускаю. Домой забираю самых крупных».
Патя Амирбекова, фото автора
* «Слова учителя»
** «Жребий брошен»
*** «Пришел, увидел, победил»