Камиль Чутуев — о творчестве и о себе
В минувший вторник, 15 мая, в галерее Дома поэзии открылась ретроспектива классика дагестанского фотоискусства Камиля Чутуева. Это часть большого проекта, впервые представленного Музеем истории города Махачкалы в 2014 году к 75-летию мастера. Известный фотограф рассказал «Молодежке» о своем творческом пути.
Раньше об этом не задумывался, пока у меня не спросили. Все было и так ясно. Придется начать издалека. Приехав, отслужив в армии, домой, я сделал попытку поступить в ДГУ, на факультет радиотехники. Но не поступил. В армию я поехал, оставив учебу в строительном техникуме. Туда возвращаться для продолжения учебы не хотел.
Никогда не думал стать фотографом, хотя мой отец Амин Чутуев в то время был известным, даже знаменитым, фотокорреспондентом. И тут он предложил мне поработать фотографом в Дагестанском краеведческом музее (сейчас историко-архитектурный). Я согласился. А фотографировать, конечно, умел. Чуть лучше, чем на любительском уровне.
И вот первая командировка в Ахты. Поехали мы вдвоем с заведующей отделом советского периода музея Татьяной Ивановной Гончарук. Приехали в Ахты на автобусах с пересадками к вечеру. И тут начались мои впечатления, которые, видимо, сыграли главную роль в том, что я стал фотографом.
До сих пор помню подробности: гостиницу с открытой верандой на самом берегу Ахты-чая. Дома, шум реки, сельские запахи, как потом оказалось, не похожие ни на какие другие.
Заведующая гостиницей — пожилая добрая женщина. Познакомился с ее сыном, с которым мы быстро подружились. А еще врезался в память директор Ахтынского музея, преданный своему делу Фикрет Дагларов.
А потом пошли поездки, командировки. Встречи с известными людьми, учеными, учителями, героями соцтруда, передовиками производства и писателями, артистами, горцами, горянками. Всех их, конечно, я фотографировал. Одновременно публиковался в республиканских газетах. И в редакциях охотно брали мои снимки.
Расскажу про один случай: группа азербайджанских поэтов и писателей приехала с дружеским визитом в Дагестан. Нужно было снять момент их прибытия и встречу. Приехали они рано утром на поезде. Конечно, там были известные в то время фотокорреспонденты от каждой газеты. Это Шевелев, Дорофеев, Лапшов, Слепышев и другие. Вот попросили гостей встать группой для съемки. Все фотографы стали их снимать в лоб, как говорится. А я смотрю, среди них мне и места вроде нет.
Выбрал для себя точку съемки сбоку, то есть под углом к группе. Низкое утреннее солнце освещало каждое лицо под острым углом как бы контражуром, подчеркивая светотень, перспективу, объемы.
Быстро побежал в музей, в лабораторию, проявил, напечатал и понес в «Дагестанскую правду», в отдел информации. Заведующий отделом Коликов взял снимок и говорит: «Пошли со мной». Зашли к редактору (тогда им был Зеленин). Смотрю, у него на столе уже лежат снимки гостей. Ну, думаю, зря принес. А Коликов говорит редактору: «Посмотрите, тут юноша принес снимок, по-моему, ничего».
Редактор посмотрел и говорит: «Срочно в номер, на первую». Мой снимок оказался выигрышнее остальных. И вообще, могу похвастаться, что ни один редактор до сих пор не сказал мне, что я сделал плохой снимок.
Через год я уже работал штатным фотокорреспондентом республиканской газеты на даргинском языке «Колхозла байрахъ» («Колхозное знамя»), сейчас она называется «Замана».
Видимо, я так втянулся в эту профессию, что даже не вспомнил о том, чтобы сделать вторую попытку поступить в ДГУ.
И все же — что для меня фотография? Она стала моей жизнью, без которой я не мыслю и не вижу себя. Более 50 лет она со мной и во мне. Фотография — это моя возможность показать людям доброе, прекрасное, необычное, вечное, скрытое и явное.
Она — мое мироощущение, мое желание показать, как я вижу все в этом мире. Это наши люди, это мудрые аксакалы и добрые руки матери и бабушки, это естественная красота наших девушек-горянок. И, наконец, это неповторимая суровая красота нашей природы.
Это мои кунаки, которые ждут моего приезда и звонят время от времени, спрашивая, когда у меня командировка в их район или село.
Передо мной лежит великолепно изданный фотоальбом. Составитель — Энди Стин. Называется «Лучшие фотографы мира. Фотожурналистика». На обложку вынесен снимок чернокожего молодого человека с автоматом. Он бежит и кричит вовсю, на его лице неописуемый восторг, радость, видно, он испытывает самые высокие чувства, присущие человеку. Теперь открываю альбом и читаю подпись под снимком: «Автор — американец Крис Хондрос. Снимок сделан в Либерии в 2003 году, и изображен на нем командир милиции, ликующий после выстрела из гранатомета по силам повстанцев».
Представляете, человек ликует, убив нескольких таких же молодых людей!
И вообще, весь альбом состоит из таких же снимков, где человеческие страдания и горе, кровь и жестокость, мертвые дети и женщины, убитые безжалостной рукой. Снимки из самых горячих точек мира. Страшно и неприятно смотреть. Ведь любое событие можно показать совершенно по-разному.
Не знаю, почему лучшими фотографами мира стали те, что показывают жестокость, кровь, страдания, умирающих солдат и маньяков-убийц. Это мне непонятно! Можно еще очень многое сказать о том, что для меня фотография. Но думаю, хватит.
Камиль Чутуев
Камиль Чутуев родился в 1937 году в селении Кумух. Его отец Амин Чутуев – первый дагестанский фотокорреспондент, чьи снимки запечатлели Дагестан 1920–1960-х годов. Уже в четвертом классе свой фотоаппарат появился и у сына знаменитого фотографа. Камиль Аминович с 1961 года работает в дагестанских изданиях «Ленинское знамя», «Дагестанская правда», «Комсомолец Дагестана»; журналах «Женщина Дагестана», «Наш Дагестан», «Возрождение», «Эхо Кавказа»; центральных изданиях «Советская женщина», «Советское фото» и других. Многие годы работал в дагестанских музеях. Камиль Чутуев – автор более полутора десятков фотоальбомов, созданных республиканскими и центральными издательствами, участник полусотни выставок регионального, федерального, всесоюзного масштаба, лауреат множества республиканских премий, награжден почетными грамотами министерств и ведомств, почетной грамотой правительства Дагестана.
В экспозицию в Доме поэзии вошло более пятидесяти фотографий, созданных мастером в 1960–1990-е годы. Выставка работает в галерее до 13 июня. Вход свободный.
Читайте также: «Город». Первая серия. Махачкала и ее жители на выставке графических работ