Вещи служат нам или мы становимся их рабами? Прилагать ли усилия по повышению комфорта своего быта или стремиться к максимальному аскетизму? И как быть верующему человеку, дабы не приобрести себе второе божество в лице пресловутого «золотого тельца»?
Материальные блага, богатство как таковое в исламе не запрещены. Запрещены «игры с дьяволом» на пути приобретения и сохранения таких благ. Золотая середина: пользоваться необходимыми товарами и услугами, но не впадать в поклонение им.
Помимо трезвого отношения к вещам как таковым, важна ещё правильная расстановка приоритетов: благочестивый человек не станет стремиться к материальным приобретениям ценой духовных потерь, совершением грехов — убийств, предательств, подлостей, мошенничества, вымоганием взяток и прочих злодеяний.
В связи с этим можно вспомнить историю из жизни пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, на раннем этапе распространения ислама. В начале 7 века в Мекке тогдашние арабы-многобожники продолжали составлять явное большинство. Но они были уже обеспокоены популярностью призыва Единобожия и решили попробовать еще один способ остановить ислам.
Многобожники обратились к дяде Мухаммада, влиятельному Абу Талибу, настаивая, чтобы он воздействовал на своего племянника:
«Абу Талиб, ты человек почтительного возраста, пользующийся нашим уважением. Мы просили тебя запретить своему племяннику совершать исламский призыв, но ты до сих пор не сделал этого! То, что он делает, – направлено против наших богов и против веры наших предков. Мы не намерены это терпеть! Останови его, иначе нам придется бороться и с ним, и с тобой».
Абу Талиб, по их настоянию, пригласил к себе своего племянника и сообщил:
«Мухаммад, ко мне приходили наши соплеменники с серьезными требованиями. Побереги же и меня, и себя и не возлагай на меня то, что я не в состоянии вынести!»
Решив, что старший родственник оставляет его без поддержки, пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, взволнованно ответил:
«Дядя, клянусь Аллахом, что если за отказ от моего дела мне положат солнце в правую руку, а луну – в левую, я и тогда не откажусь от него – до тех пор, пока Аллах не завершит это дело успехом либо пока я не погибну!»
С увлажнившимися от волнения глазами Пророк, мир ему и благословение Аллаха, попытался уйти, но Абу Талиб почувствовал несокрушимую убежденность в словах племянника. Дядя окликнул его и пообещал:
«Дорогой племянник, ступай и делай, что считаешь нужным. Я же ни при каких обстоятельствах не брошу тебя!»
Искушение деньгами и властью
Количество уверовавших в Единого Бога в Мекке продолжало расти, люди переходили из язычества в ислам, и забившие тревогу многобожники решили сами повлиять на пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Язычники отправили к нему искусного переговорщика, которого звали Абу-ль-Валид.
Явившись к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, Абу-ль-Валид заявил:
«Ты хорошо знаешь, каким уважением пользуешься среди родственников и к какому знатному роду принадлежишь. Однако своим делом ты разобщаешь людей! Ты объявил неправильными наши религиозные воззрения, наших богов и религию наших предков. Сейчас я предложу тебе кое-что, и, возможно, ты примешь эти предложения».
«Слушаю тебя, Абу-ль-Валид», — ответил Пророк, мир ему и благословение Аллаха.
Абу-ль-Валид продолжил:
«Если с помощью своего дела ты стремишься приобрести богатство – мы соберем для тебя столько денег, что ты станешь богатейшим из нас.
Если ты стремишься к почету – мы поставим тебя над нами и не будем ничего решать без тебя.
Если ты стремишься к власти – мы сделаем тебя нашим правителем…»
(Обратим внимание, что Абу-ль-Валид, язычник начала VII века, выступает как тонкий психолог, предлагая Пророку власть, деньги, славу – то есть воздействует на наиболее уязвимые места человеческой природы).
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, вежливо уточнил:
— Ты всё сказал, Абу-ль-Валид?
— Да, всё, — пояснил многобожник.
— А теперь послушай меня.
И далее Пророк, мир ему и благословение Аллаха, зачитал часть 41-й суры Корана «Разъяснены». В этой суре, в частности, содержатся и такие аяты:
«Скажи им: «Всего лишь человек я,
Вам подобный.
Открыто мне внушением,
Что наш Господь — Единый Бог (для всех).
Так будьте же Ему верны
И попросите для себя прощенья».
И горе тем, кто измышляет в поклонение Ему
Другие божества…
Что может быть прекрасней речи,
Чем та, что к Господу зовет,
Творить благое призывает
И гласит: «Принадлежу я к тем,
Кто предался исламу!»
Добро и зло не могут быть равны,
Так оттолкни же зло добром,
И тот, кто ненависть к тебе питает,
В родного друга обратится…
И если Сатана ко злу тебя склоняет,
Ищи спасения у Бога.
Ведь Он один Всеслышащий, Всезнающий!
И из Его знамений —
И ночь, и день,
И солнце, и луна.
Но солнцу и луне не поклоняйтесь,
А поклоняйтесь Господу, который создал их,
Коль в вас живет стремленье к вере»
(Коран, сура 41).
На языке оригинала – по-арабски – для восприятия человека, владеющего арабским (а тем более, для носителей этого языка как родного) всё это звучит очень «сочно», впечатляюще и невыразимо красиво.
Дойдя до аята, где говорится о поклонении Всевышнему, пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, совершил земной поклон и подытожил от себя:
«Абу-ль-Валид, ты слышал то, что слышал, а теперь поступай как знаешь».
Абу-ль-Валид отправился к ожидающим его многобожникам, и те обратили внимание, что выглядит он ошеломленно.
— Что случилось, Абу-ль-Валид? – встревоженно спросили язычники.
— А случилось то, что слышал я слова, подобных которым не слышал никогда прежде! Это не стихи, не колдовство и не прорицания! О курайшиты, послушайте меня, и пусть я отвечу за эти слова: дайте этому человеку заниматься тем, чем он хочет, и не трогайте его, ибо поистине в тех его словах, которые я слышал, заключена ВЕЛИКАЯ ВЕСТЬ!»
* * *
Да, это было время сильных людей, сильных характеров, время глубокой веры и ярких поступков на её пути. И хотя серьезное давление язычников на общину мусульман продолжалось, конкретный язычник (из вышеприведенной истории) оказался под впечатлением коранической проповеди Единобожия и хотя бы понял для себя, что не всё так просто, как он думал до этого… И в этом стартовом движении его души и сердца к исламу важную роль сыграл пример Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, который проявил равнодушие к славе, почету и материальным благам и не стал разменивать духовное на земное.
Жизнь Пророка в исламе – это идеал, пример, образец для верующих. Но похожи ли на него мы, сегодняшние мусульмане? Если быть объективным и не играть в поддавки с самим собой, остается только грустно вздыхать в ответ на такие вопросы…
А от уныния спасает надежда: Всевышний – милосерден, Он всегда готов принять раскаяние грешника и поддержать того, кто, оступившись, желает вернуться на путь правды:
«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный»» (Коран, 39:54).
Альберт МЕХТИХАНОВ