Расклад был простой: я не называю имени таксиста, а он откровенно отвечает на вопросы. Ну, так сказать, поехали…
Город – на 16 частей
— По деньгам тема такая. Машина моя. Работаю на линии – когда сам хочу. В городе я нахожусь на связи с компанией, которая снабжает меня заказами. За это я каждую неделю отдаю в фирму 900 рублей из своих доходов.
За вызов клиент выкладывает 80 рублей и далее по десятке за каждый километр в пути.
Фирмы конкурируют. Борьба за пассажира оборачивается снижением цен (за вызов), водители этому не рады – снижается заработок.
В принципе, водитель может вообще не сотрудничать с фирмой и, двигаясь по городу, брать «голосующих» пассажиров. Но тогда теряешь клиентов по вызову. А это очень удобно – работать по заказам. Город как бы разделен на 16 частей. Стою я, допустим, у магазина «Космос» первый в очереди и жду: первый заказ из этого района – мой.
Выезды за сотни километров
— Многие так делают. И в Кисловодск готовы съездить, и в Сочи, и в Москву. Но сам я такие дальние выезды не беру. Однажды на трассе камешек из-под колес грузовика рассек мое лобовое стекло, так что я потерял тогда, а не получил…
Тяжелая работа…
— Да, непростая. Движение в городе, пробки, ездить многие не умеют… Ну и пассажиры разные попадаются.
— Например?
— Кидалы. Обычно — молодежь. Уходят «за деньгами» в подъезд и исчезают через проходной двор. Или показывают крупную купюру (а у меня сдачи нет) и идут типа её разменять. Иногда «железно» обещают заплатить позже, записывают номер телефона (чтобы зачислить на номер сумму проезда) – и всё, с концами…
У нас на это тоже некоторые свои приёмы есть. Например, если кидняк заподозрил — заезжаешь на заправку. Мол, только выехал из дома, бак пустой и денег с собой нет, давай заплатим за бензин (из кармана пассажира в рамках стоимости проезда).
Другой вариант. Если клиент уже на месте не заплатил, а идет «домой за деньгами» или разменять, говоришь ему оставить в машине чё-нибудь – паспорт, мобильник, барсетку… Но тут будь готов к нервотрепке типа «Ты за кого меня держишь?». Люди разные — и, работая в такси, ты очень быстро это понимаешь.
Пассажиры и… пассажиры
— Мне тяжело бывает с пьяными. Уже в конце пути обнаруживают, что после «гулянки» ни рубля у них не осталось. Причем по дороге их еще и «развозит», облевать салон могут. От некоторых трудно добиться ясного ответа, мол, хотя бы дома есть какая-то сумма? Иногда таксисты не возятся с такими, просто высаживают – и до свидания.
Еще случаются мутные варианты: туда съездим, потом еще куда-то, еще… Мол, общий расчет в самом конце. А в конце просто растворяются в каком-нибудь пригородном поселке.
Есть и открыто дерзкие наглецы: типа ты нас возишь туда-сюда, мы просто кайфуем, и всё это бесплатно. Мол, не хочешь, чтоб мы тебе больно сделали? Молча катай нас и не рыпайся. Крепкие такие, напористые ребята: прощупывают, может, водитель робкий попался, подчинится их агрессивным приказам. С такими характер надо показывать, осаживая молодую борзоту — многие водители возят с собой монтировки, электрошокеры и другие вещи типа этого.
Общая рекомендация: если водитель опасается, что клиент проблемный, вопрос оплаты решить еще до поездки.
Кстати, бывает и ровно наоборот. И выглядит пассажир опасно, и глубокая ночь на улице, и ехать куда-то на окраину поселка Новый Хушет… Но в итоге спокойно достаёт деньги, платит, благодарит и уходит.
Нападения на таксистов
— Да, случается. И выручку отобрать, и даже машину угнать. Конфликт может вообще не из-за денег произойти. Пассажир задиристый попался, обостряет на ровном месте, водитель тоже не молчит… Просто поругались и до драки дошло. Нападения тоже бывали, да.
— Что-то совсем необычное случалось?
— Необычное? Вот зимой… Мужчина, как-то странно разговаривал. И назад сел, хотя обычно одинокие мужики садятся справа впереди. Прибыли на место, я свет в салоне включил, чтобы деньги разглядеть. Смотрю: а он сильно накрашен!
— Может, у театра взял клиента? Какой-нибудь актер спешил куда-то, не смыл грим?.. Стесняясь, сел назад?
— Да не, какой актер… И чего он по сотовому в дороге сюсюкался? Какой-то мутный тип.
Вообще, я их по разным группам делю, пассажиров. Например, есть «молчуны» — разговор не поддерживают, сидят, копаются в своем «Айфоне». Есть говорливые женщины – с родственницами или подругами откровенно разговаривают, меня вообще не «чувствуют», будто и нет никого в машине. Причем они про себя столько подробностей – в том числе денежных, материальных — выкладывают, что это можно потом против них же использовать. Я ведь адрес знаю, откуда забираю клиента.
Есть религиозные парни. У меня обычно какая-нибудь попса играет, а они сразу: «Брат, музыку выключи, пожалуйста». И не курят в дороге. Да, кстати, очень многие дагестанки – курящие, но скрывают это. Только в такси расслабляются, если ночь.
Ночь, праздники, дождь…
— Есть зависимость, когда такси заказывают чаще?
— Да, в плохую погоду больше вызовов. А еще по праздникам разным, когда даже те, у кого своя машина, выпившие. Сам я больше люблю работать по ночам: пробок нет, улицы пустые, нервотрепки меньше.
В сутки и в месяц
— Если не секрет, месячный заработок?
— Мне легче в сутки считать, я не каждый день выезжаю. И никто раз в месяц мне зарплату не платит. Ну вот, если в день набралось 500 рублей – это, я считаю, «голяк», копейки. Тысяча – уже кое-что. Если полторы – нормально. Это за вычетом бензина, но это не чистый доход. У меня ведь не автобус из автоколонны, и если с машиной что-то станет, я сам её буду ремонтировать, за свой счет.
И никакого оплачиваемого отпуска у меня нет: любой день, когда я отдыхаю, болею или на соболезновании у кого-то – мне ни копейки не идет.
Работа очень непростая, нервная, иногда опасная. Кто-то, чтобы больше получить, готов баранку крутить не 7 — 8, а и 10, и 12 часов в день. Кстати, среди таксистов много «геморройщиков»: длительная сидячая работа плюс стрессы, нервы. Не советую пополнять наши ряды.
— Кто у вас, кстати, работает в фирме?
— Да кого только нет. Сам я бывший тренер, мою штатную единицу сократили, вот я и… «Бомбить» я и раньше бомбил иногда, но вот так, на связи с фирмой, работаю с прошлого года.
А вообще, у нас и с высшим образованием много людей – историков, химиков, школьных учителей. Есть и такие, у кого раньше был свой небольшой бизнес, но не пошло дело: тому дай, этому заплати, туда перечисли… Или мой близкий знакомый. Он работал на маршрутке, но не на своей – арендовал у хозяина; поднакопил денег – купил двухлетнюю «Приору» и теперь тоже в фирме. Говорит, ему так удобнее.
Без отпусков и больничных
— Вы официально числитесь в своей фирме? Трудовая книжка лежит в офисе?
— Нет, ничего этого нет. Связь с фирмой сводится к моим еженедельным выплатам (за полученные заказы). Никаких больничных. Никакого оплачиваемого отпуска. Если я в понедельник пропущу выплату, меня просто снимают с заказов. Трудовой книжки в фирме нет, а для трудового стажа мы оформляемся в других местах: кто-то индивидуальным предпринимателем, кто-то еще как-то.
Блиц-инфо
Первые такси-колесницы ездили еще в Древнем Риме. На оси колесницы был закреплен «таксометр», представлявший из себя обычный таз, в который после каждой стадии (примерно 200 метров) падал камешек. Оплата производилась по числу камешков, оказавшихся в тазу в конце поездки.
* * *
В середине 19 века извозчики в Лондоне пересели на двухколесные кабриолеты – коротко «кэбы».
* * *
В 1891 году немецкий ученый Вильгельм Брюн изобрел первый таксометр – прибор для измерения стоимости проезда.
* * *
В СССР организованная служба такси появилась в 1930-х годах.
В середине века в правом углу лобового стекла появился красный огонек («машина свободна»), позднее его сменил огонек зеленого цвета.
* * *
В Японии красный огонек сохранился до сих пор, при этом машины оснащены кондиционером и холодильником.
* * *
Во Вьетнаме популярны слоновьи такси.
* * *
Ныне в Нью-Йорке автомобили такси окрашены в желтый цвет, в Лондоне – в черный, в Гонконге – в красный, в Сингапуре – в голубой, в Эмиратах – в кремовый.
* * *
Самый большой таксопарк – в Мехико (более 60 тысяч автомобилей).
* * *
Самая высокая плата по счетчику составила 70 000 финских марок (около 15 тыс. долларов). Столько заплатили за поездку на расстояние в 23 000 км двое путешественников. Выехав из города Нокиа (Финляндия), они проехали на такси всю Скандинавию, добрались до Испании и вернулись обратно.
Альберт Мехтиханов