В предыдущем номере газеты был опубликован материал А. Эрболатовой «О Женском дне и не только». Его публикации предшествовало внутриредакционное обсуждение, следует ли его публиковать. В итоге, главный редактор принял решение печатать, а мне предложил высказаться «по следам публикации».
В частности, полемика возникла вокруг следующего абзаца:
«Однако наибольшим нападкам подвергается Новый год, особенно в тех регионах России, где преобладает мусульманское население. Каждый год в декабре в социальных сетях начинается истерия, иначе и не скажешь, когда появляются агитаторы с призывом не праздновать наступление Нового года. Аргументы: в этом ничего предосудительного нет, а люди просто встречают наступление нового календарного года, что это не религиозный праздник, — не убеждают радикалов» (Конец цитаты из текста А. Эрболатовой).
Я не стану сейчас долго обсуждать корректность таких слов, как «истерия», «радикалы». Наверное, при обсуждении каких-то вопросов у людей случаются и эмоции (причем нередко с обеих сторон, а не с одной). И возможно, кому-то не довелось услышать взвешенные, спокойные (а вовсе не «радикальные») разъяснения имама центральной мечети Махачкалы Мухаммадрасула Саадуева.
Но тут тема шире. Давайте попробуем выяснить, правильно ли мы друг друга понимаем. И что вкладываем в понятие «быть мусульманином».
Ислам содержит знания о смысле жизни, о правильных убеждениях и деяниях. Именно из ислама человек должен черпать ответы на многократно повторяющиеся в жизни вопросы – «правильно это или неправильно?», «дозволено или запрещено?», «хорошо или плохо?». Именно из ислама, повторюсь, а не спешить с личной оценкой «а что тут такого?!», «в этом нет ничего предосудительного» и т. п.
Этих испытаний в жизни мусульманина может быть множество, и самых разных. Является ли он преданным рабом Всевышнего Творца – или давно в плену у собственных пристрастий, прихотей, у своего нафса, у своего «эго»? Любимые развлечения, любимый французский коньяк, любимая привычка злословить и сплетничать об отсутствующих людях, любимый (и очень прибыльный, но запретный в исламе) вид заработка, любимая музыка, любимый кумир из шоу-мира, любимая азартная игра… Упрямство. Эгоизм. Лень. Зависть. Гордыня. Недругов у человека в самом себе хватает.
И любимые праздники тоже, да. Они в некотором смысле могут быть даже более опасными – именно в связи со скрытностью своих угроз. Вроде бы, дело и яркое, и массовое, и манящее. Так сложилось. Так многие делают. Так тут принято.
За этой пеленой мусульманин может и не задаться очень важными вопросами. Вот эти ритуалы, пусть ныне в игровой форме, но явно языческого (или коммунистического, или еще какого…) происхождения. Лёгкое перешагивание через свою религиозную идентичность в желании участвовать в этих обрядах. Элементы магизма. Само возвеличивание и культ конкретной календарной даты. Множественные запретные (греховные) действия празднующих. Различные убеждения, связанные с датой: «в эту ночь загаданное желание непременно сбывается», «как его встретишь – так и проведешь», «в эту ночь происходят волшебства».
И желание приобщиться ко всему этому не сдерживается одним простым вопросом: «Какое отношение всё это имеет к исламской религии и ко мне, как к мусульманину?»
Вот эта щепетильность – свои шаги на жизненном пути сверять с исламской картой и компасом – важное проявление религиозной идентичности. Понимаете? Не воспроизводить иные модели поведения, не копировать, не подражать, не уподобляться. А помнить, что ты мусульманин, и быть им.
Ну да, в жизни часто бывает иначе. Многие люди не руководствуются столь усердно религиозными установками: сначала исламское знание – и только на его основе поступок (или отказ от него). К тому же, в их воспитании, в их отношении к миру присутствуют и многие другие элементы. Тут у кого-то и проявления советского (коммунистического) мировоззрения. И ценности «из телевизора». И либерально-западные воззрения. И пример друзей, подруг, знакомых, их мнения, их советы. И рекомендации астрологов в гороскопах. И националистические взгляды, и молодежные «понятия». И поведение персонажей книг, фильмов, клипов…
В Дагестане у людей порой складывается причудливая «каша понятий» из самых разных ингредиентов, а ислам… Потихоньку от ислама в жизни такого человека может остаться разве что шариатский погребальный ритуал.
За тот же Новый год его сторонники могут очень сильно обидеться и потребовать кары. И это не преувеличение. Был случай, когда коммерческая компания вывесила рекламный баннер «Деда Мороза нет, а скидки – есть!» Так на неё, как сообщалось в СМИ, подали жалобу в Федеральную антимонопольную службу. Реакция такая: мол, травмирует психику. А взрослые люди писали так: «Вчера по дороге домой увидела рекламный баннер "Деда Мороза нет, а скидки — есть!". Во-первых, Дед Мороз есть! Во-вторых, уволить-уволить-уволить этого нехорошего человека, который придумал такую глупость!»
Или так:
«донстрой вывесил бигборды, на которых утверждает, что Деда Мороза нет. что они там, совсем что ли???» (орфография сохранена).
И даже совсем злое:
«Подонки!»
Это называется – дожили… Человек придумывает себе свою собственную «религию» и возмущается, что кто-то посягает на её «святыни».
И напоследок. Будь это многолетняя традиция или давняя привычка, или еще какое, вроде бы, закрепившееся приятное занятие – оценивать эти действа необходимо с учетом норм ислама. Не хватаясь «руками, ногами и зубами» за свое личное понимание («Мне лучше знать! Сам(а) разберусь! Да что в этом плохого?!»). А остановившись и спокойно рассудив: «Подожди-ка. А в самом деле, что в этом плохого и что сообщает об этом исламская религия? Может, это я неправ(а), а меня совершенно верно наставляют и предостерегают».
Разумеется, вполне возможно, что у человека нет необходимых знаний по конкретному религиозному вопросу. Ну так это преодолимо. Есть исламские книги, есть сайты, есть религиозные СМИ. В них имеются рубрики типа «Вопрос — ответ». Для более системного обучения есть учебные заведения, есть лекции и просветительские курсы при мечетях. Для уточнения конкретного вопроса есть грамотные и знающие специалисты, которые находятся если не в шаговой, то в автотранспортной и телефонной доступности.
А полезные знания очень важны на пути освобождения и от невежества, и от радикализма.
Альберт МЕХТИХАНОВ
P. S. В номере содержатся имена Всевышнего Аллаха, попадание которых в нечистое место по нормам ислама недопустимо.