Девять дней в Махачкале показывали театр
С 24 сентября по 4 октября дагестанская столица оказалась в центре событий театральной жизни. На VII Всероссийском фестивале русских театров «Русская сцена» сыграли свои лучшие спектакли театры из четырнадцати регионов страны. На протяжении девяти дней дагестанские зрители имели возможность посмотреть работы театральных коллективов из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Ярославля, Иванова, Камышина, Саратова, Элисты, Майкопа, Черкесска, Назрани, Владикавказа, Нальчика и Махачкалы.
Фестиваль без проигравших
В дни фестиваля для актеров и студентов театральных отделений работали обучающие секции. Мастер-класс по сценической речи дала преподаватель техники речи, автор курса «Практическая орфоэпия» Мария Оссовская, мастер-класс по актерскому мастерству прошел с доцентом кафедры мастерства, актером Театрального института им. Щукина Валерием Маркиным, а правильному движению на сцене учил Айдар Закиров, заведующий кафедрой, преподаватель сценического движения и сценического фехтования в ГИТИСе.
И сам фестиваль, как неоднократно подчеркивалось, – не фестиваль-конкурс, а фестиваль-лаборатория, в котором нет победителей и проигравших, – только творчество и обмен творческой энергией. И ее (творческой энергии) в эти дни было много.
Первый фестивальный день открыл Государственный драматический театр «На Литейном» из Санкт-Петербурга постановкой «Отцы и сыновья» по Тургеневу. Северную столицу представил также заслуженный артист России Михаил Морозов моноспектаклем «Суворов. Ночь перед боем» по произведениям Марка Алданова и Александра Петрушевского.
Еще один моноспектакль «Пиковая дама» сыграл народный артист России Евгений Князев, а творческую программу «Дом мой вырос без тебя» представил народный артист России Андрей Соколов.
Спектакль «Лёха» показал Ивановский областной драматический театр, а Русский театр Ингушетии из Назрани сыграл «Преступление и наказание».
Государственный академический русский театр им. Евгения Вахтангова из Владикавказа сыграл спектакль по пьесе американо-канадского писателя-фантаста Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо», а актеры из Республиканского русского театра драмы и комедии из Элисты – «Грозу» Островского.
Камышинский драматический театр из Волгоградской области тоже обратился к классике – зрителю была представлена постановка «Из путешествий Фауста» по Пушкину.
Русский театр драмы и комедии из Карачаево-Черкесии привез Островского – «Женитьбу Бальзаминова», а Русский государственный драматический театр из Адыгеи – «Выстрел в метель» по мотивам произведений Пушкина.
Знаменитый на всю страну Пермский академический Театр-Театр показал моноспектакль-концерт «Вертинский» – постановку режиссера Бориса Мильграма по пьесе Михаила Бартенева, а актеры Русского драматического театра им. Горького из Кабардино-Балкарии сыграли «Дело Раскольникова».
Последняя постановка Пускепалиса
В предпоследний день фестиваля «Рвущуюся нить» показала труппа Саратовского государственного академического театра им. Слонова. В тот же день, 3 октября, Российский государственный академический театр драмы им. Волкова из Ярославля блистательно сыграл «Весы» – последнюю постановку своего художественного руководителя, режиссера Сергея Пускепалиса, погибшего в ДТП 20 сентября.
Спектакль, поставленный по одноименной пьесе Евгения Гришковца, рассказал смешную и трогательную историю мужчин в роддоме, пребывающих в волнительном ожидании перед рождением детей.
После спектакля новоиспеченные отцы спустились со сцены и раздали цветы женщинам, сидевшим в зале. Зрители не отпускали актеров долгими аплодисментами, сопровождавшимися криками «Браво!», а вышедшая на поклон команда поклонилась несколько раз.
Это выступление театр посвятил своему погибшему худруку Сергею Пускепалису, а в зале была объявлена минута молчания.
Ярославский театр драмы, который, как было замечено, обычно не заманишь с гастролями в регионы, в 2023 году снова приедет в Дагестан. Руководители дагестанского Республиканского Русского драматического театра им. Горького и Ярославского театра им. Волкова подписали меморандум о сотрудничестве. В следующем году состоятся обменные гастроли: Ярославский театр покажет в Дагестане этно-рок-спектакль по биографии Николая Некрасова, а дагестанский Русский театр поедет в Ярославль с «Неоконченным концертом» – постановкой режиссера Скандарбека Тулпарова по поэме Расула Гамзатова.
«Пегий пёс» Зайкаускаса и режиссура Тулпарова
Последний день фестиваля был дагестанским – свое мастерство продемонстрировали Кумыкский и Русский театры.
Кумыкский театр им. Салаватова показал пронзительную постановку на русском языке – «Пегий пёс, бегущий краем моря» по одноименной повести Чингиза Айтматова. Классический айтматовский сюжет, философский, с человеком и природой, мифологизмом и драмой, в постановке приглашенного режиссера Линаса Зайкаускаса– это что-то новое и необычное для дагестанской театральной сцены. В спектакле много интересных фишек от Рыбы-женщины, которую несут на носилках через зрительный зал, до рассказчика, который просит: «Арсен, включи, пожалуйста, свет в зале», «Арсен, выключи, пожалуйста, свет на сцене».
Полная противоположность – «Мальчики» Виктора Розова по мотивам «Братьев Карамазовых» в постановке режиссера Скандарбека Тулпарова, которую члены жюри фестиваля похвалили за «классическую» подачу и отсутствие стремления зацепить зрителя. Как отметила театральный менеджер и критик, арт-директор международного театрального фестиваля «Пять вечеров на Кипре» Армине Оганесян на обсуждении, это та режиссура, которая ей нравится,
«Я люблю такую режиссуру, когда режиссер растворяется в актерах, когда его не видно, когда автор первичен и режиссер идет от автора», – обратила внимание театральный критик.
«Я думаю, что Мавлет Даниялович (второе имя Скандарбека Тулпарова. – «МД») мог бы придумать много всяких фишек, но он хотел, чтобы до нас дошло слово Достоевского», – отметила Оганесян.
Она также назвала работу актеров Антона Артёмова и Дианы Джахбаровой, сыгравших роль Алёши Карамазова и Лизы, очень сильной и достойной.
Город-страна, папаха для петербургского ветродуя и «Крылатый конь»
На закрытии фестиваля члены жюри «Русской сцены» сказали много лестных слов не только о самом фестивале, но и о городе, который этот фестиваль принимал.
«Махачкала – это просто город-страна. И я хочу сказать, что последний спектакль, который мы видели, говорит о том, что эта страна жива, что в ней бьется живая кровь, – первой поделилась своими впечатлениями заслуженный деятель искусств России, актриса, режиссер, педагог по речи Ника Косенкова. – Этот темперамент, это душевное веселье, который нам сейчас говорит: давайте весело, несмотря ни на что, делать свое дело, что мы все равно сохраним этот дух веселья, радости и вот этого темперамента, эту жажду любви, жажду встреч, жажду красоты, которая была на этом фестивале. Я благодарна за этот прекрасный подарок, который я получила в этом городе, на этом фестивале с организаторами фестиваля и, конечно, актерами. Спасибо вам за еще одно сокровище, которое я кладу себе в душу».
Армине Оганесян свое выступление начала с приветствия: «Добрый вечер! Ассаламу алейкум!», чем вызвала одобрительные аплодисменты в зале и ответное: «Ваалейкум салам!» Она рассказала о стереотипах и реальности, которой ее встретил Дагестан, и об объединяющей роли русской культуры и языка.
«Мы все такие разные, мы слушаем разную музыку, у нас разные танцы, мы молимся разным богам, но есть одно общее, что нас делает единым народом, российским народом – это русский язык и русская культура. И когда я ехала сюда, я очень сильно переживала, никогда не думала, что город Махачкала именно такой: европейский, восточный, какой угодно… Понимаете, он настолько разный, здесь каждый себя чувствует очень комфортно.
Я звоню домой, меня спрашивают: «Тебя не обижают?» Я говорю: «Кто меня тут обидит?» Нет, меня не обижают, мне здесь очень хорошо», – поделилась член жюри.
«Говоря на русском языке, ставя спектакль по русской классике (я еще раз хочу это подчеркнуть), мы все становимся единым народом, и это нас сплачивает», – еще раз повторила Армине Оганесян.
Театровед и театральный критик Евгений Авраменко рассказал дагестанской публике о папахе, которую купил в солнечной Махачкале и намерен носить в холодном Петербурге.
«Я в Махачкале впервые. Я приехал к вам из Петербурга, где сейчас очень холодно.Уже мне пишут друзья, что у нас страшный ветер, который сносит шапки, а я у вас купил папаху такую красивую и послал фотографию в этой папахе своим друзьям. И они говорят: «Женя, вот как раз сейчас эта папаха тебе будет нужна в Петербурге, когда ты вернешься». Так что я вернусь из Дагестана в папахе, буду ходить по Петербургу в ней, и она будет меня защищать от нашего ветродуя, от нашего холода.
Но дело не только в этом, а в том душевном тепле, которое я привезу в Петербург, напитавшись солнцем вашего города. Я сегодня с такой грустью проснулся, понимая, что завтра улетаю и больше не увижусь с людьми, которые за дни фестиваля стали такими близкими и родными.
Я с такой тоской проснулся и просто ходил по вашему городу. И большое спасибо за приглашение, за такой прием, за спектакли, которые показали, за то, что я познакомился с такими удивительными людьми. Внимание, забота дагестанцев ощущается в мелочах.
Большое спасибо за то ощущение единения, которое подарил этот фестиваль. Я ходил по городу и видел, как в нем сочетаются очень разные элементы. Самый простой пример: я вижу, идут девушки в хиджабах и в то же время идут девушки в довольно открытом виде. Есть и так, и так. И эту терпимость к разным людям, понимание я ощутил», – поделился своими впечатлениями от пребывания в дагестанской столице театральный критик.
Председатель жюри фестиваля, театральный критик Валерий Подгородинский назвал Скандарбека Тулпарова «крылатым конем», а себя – повивальной бабкой этого фестиваля:
«Я, наверное, из тех людей, кто был в числе повивальных бабок этого фестиваля много лет назад. И когда я говорил, что этот фестиваль будет жить долго, будет не только пятый фестиваль, не только десятый, будет и двадцатый, и т.д., это, безусловно, потому, что русский язык, русская сцена объединяет народы.
Но если у этого фестиваля есть повивальная бабка, то есть и папа, и мама в одном лице, – это улыбающийся и никогда не унывающий Скандарбек Даниялович «Крылатый конь» (тулпар – крылатый конь в тюркской мифологии. – «МД»)».
Подгородинский еще раз подчеркнул, что на этом фестивале жюри – не критики, а доброжелательные союзники, и рассказал о большом пути, который проделал дагестанский Русский театр под руководством Скандарбека Тулпарова.
«Больше двадцати лет я наблюдаю за театром под руководством господина Тулпарова, и я вижу, какое движение: актеры растут способные сделать очень и очень много. А сегодня на сцене я увидел молодежь, новые лица, и они меня очень порадовали. Я вижу в них серьезнейшую перспективу стать большими мастерами, – сказал председатель жюри. – Но впереди у нас очень серьезная задача, – я об этом «Крылатому коню» говорю, – 100-летие театра, к которому вы, дорогие зрители, тоже должны готовиться. Через два года (я убежден) сюда приедут вообще самые штучные театры, центральные театры нашей страны, и среди них ваш театр не будет чужим, он будет идти вровень с ними».
«Дорогие друзья, праздник заканчивается, и я не знаю, что буду делать послезавтра, потому что все было на таком подъеме, мы работали, любили друг друга, восторгались друг другом, а потом начнутся будни», – немного погрустил худрук фестиваля Скандарбек Тулпаров и объявил об открытии в Русском театре 98-го театрального сезона.
Бэла Боярова
Читайте также «Назваться «Иное-иное» и играть очевидное – как-то неправильно»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»