Как туристический бум в Дагестане отразился на сдающих и снимающих жилье
Специалисты прогнозируют увеличение туристического потока в Дагестан в этом году на 30 процентов по сравнению с предыдущим. Некоторые санатории республики несколько недель назад сообщили на своих страницах в соцсетях, что на лето брони уже не принимают.
По данным популярного сервиса объявлений «Авито», в Махачкале, Каспийске и Дербенте сейчас сдается в посуточную аренду почти три тысячи квартир. А вот на длительный срок – в разы меньше. И ближе к лету это соотношение еще сильнее изменится в пользу посуточной аренды. Хозяева квартир просят съемщиков освободить жилье, чтобы сдавать его летом туристам.
«Молодежка» выяснила мнение о происходящем и квартирантов, и арендодателей, а также спросила у юриста, как людям, снимающим жилье, не остаться без крыши над головой из-за наступающего туристического сезона.
Катя с мужем и двумя маленькими детьми снимала двухкомнатную квартиру в Каспийске. На днях им пришлось освободить жилье.
«В прошлом году нам повезло, и нас не выселили. В этом году мы подозревали, что условия аренды изменятся, но все равно планировали остаться», – говорит женщина.
В договоре с владельцами квартиры была указана сумма квартплаты – 15 тысяч рублей плюс «коммуналка». Позже цена выросла до 20 тысяч, но через некоторое время Катя с супругом попросили снизить стоимость, и хозяева пошли им навстречу – уменьшили сумму на две тысячи.
Сейчас арендную плату они подняли до 25 тысяч. Вместе с платой за «коммуналку» выходило около 30 тысяч ежемесячно.
«Но 30 тысяч в месяц мы бы не потянули. Риелтор сказал: «С мая по сентябрь такая ситуация, потом сможете найти жилье», – рассказывает Катя.
Она принялась звонить по объявлениям.
«Сразу попадаю на риелтора, собственники – мало кто сами сдают. Хорошие варианты уходят в тот же день. Я с детьми чисто физически не могу все бросить и ехать смотреть варианты. Ждала мужа до вечера, а квартиры уже оказывались сданы. Двухкомнатная квартира напротив пляжа «Лагуна» – за 60 тысяч плюс коммунальные платежи, и то до мая! Люди, вы что вообще творите?! Однушка – за 30 тысяч, и тоже до мая. Какой нормальный человек пойдет к вам жить за такие деньги, еще и на пару месяцев?! Цены московские! Одна женщина мне вообще сказала: мол, нам же тоже в Москве тяжело искать квартиру. Выгоняют не только нас, приезжих русских, но и местных», – говорит Катя.
В итоге семье удалось найти квартиру в районе попроще. Теперь они будут заключать новый договор, где тщательно пропишут все детали. Но семья военных будет ждать служебной квартиры: ее точно не попросят освободить к лету.
***
Снимать квартиру сейчас очень дорого и найти ее очень сложно, признают риелторы.
«Раньше покупали только для себя – чтобы жить. А сейчас чаще под сдачу стали покупать. И приезжие, и местные», – говорит директор агентства недвижимости в Каспийске Джамиля.
С ней согласна и ее коллега Шума, работающая в Махачкале:
«За последние два года на 75 процентов снизилась доля жилья, которое сдается на долгий срок. И тенденция нарастает. Для многих субаренда стала бизнесом: они быстренько снимают жилье на долгий срок, чтобы потом пересдавать его посуточно».
Но рано или поздно ситуация на рынке аренды недвижимости должна стабилизироваться, считают специалисты.
«И сейчас есть люди, которые принципиально не сдают посуточно. Они не хотят портить свое имущество: раньше сдавали посуточно и больше не хотят. Предложений на долгий срок будет больше тогда, когда в Махачкале станет больше отелей. Но это еще будет зависеть и от потока туристов», – предполагает Шума.
«Все нормализуется, не все районы у туристов пользуются спросом. Все жилье, что ближе к морю, будет сдаваться посуточно. А другие районы, дальше от моря, – на длительный срок», – уверена Джамиля.
Но прямо сейчас на рынке недвижимости все сложно. Согласно объявлениям на «Авито», 23 марта в Дербенте на длительный срок сдаются всего девять объектов недвижимости. Тогда как в посуточную аренду – 779 квартир. В Каспийске предложений на долгий срок больше: 40 против 748. Но на деле лишь десять из них сдаются на длительное время. Остальные 30 из 40 – до лета.
Жительница Каспийска Тамара осталась без квартиры еще год назад: в мае 2022 года хозяйка попросила ее собрать вещи, так как планировала сдавать жилье туристам. Новую квартиру девушка так и не смогла найти.
«В прошлом году в конце мая меня выселили из квартиры, в которой жила два года. Снимала квартиру на долгий срок, мне сказали, что проблем не будет. Договор не заключали, редко кто у нас договоры заключает. Каждый месяц первого числа я хозяйке передавала деньги лично в руки. В начале мая поехала и передала ей деньги, она мне ничего тогда не сказала. А дней через десять написала, чтобы в конце месяца я освободила квартиру. Потому что уже тогда все посуточно сдавали», – рассказала Тамара.
Она попыталась найти новое жилье, перелопатила сайты объявлений, но поиски успехов не принесли.
«Искала на «Авито», большинство предложений было о посуточной аренде. Или же до мая, или совсем без мебели. Во многих объявлениях было написано, что сдается военным – почему-то именно в Каспийске такая ситуация, как будто только у них деньги есть, а у нас нет. Еще сложность была в том, что я живу одна. Мне отказывались сдавать, хотя раньше я с таким отношением не сталкивалась. Многие начинали задавать глупые вопросы, которые их не касаются вообще», – вспоминает Тамара.
Прошло три недели поисков, но удачного варианта, подходящего по цене, она не нашла. На помощь пришли родственники.
«Меня выручила тетя. У нее была квартира в Каспийске, но ремонт не был закончен. Я за месяц ремонт закончила и пока живу здесь».
***
Адвокат на условиях анонимности рассказала, что в Дагестане при аренде жилья не распространена практика составления договоров. Но она советует все же их заключать:
«Если есть договор, заключенный на определенное время, по нему в судебном порядке можно что-то оспорить. На словах, без договора, без ничего – выселят, и ничего не сделать. Договор об аренде жилья заключается на год. Если уже год прошел и хозяин не просит покинуть жилье, считается, что договор автоматически продлен. Опять на год. Если договор заключен, можно отстоять свои права, обратиться в суд. В нем прописывают все условия. Один экземпляр остается у юриста, и по одному получают обе стороны сделки. Нужно также указать, какую ответственность кто понесет, если одна из сторон не захочет соблюдать условия договора. Обязательно должен в сделке участвовать юрист.
У риелторов тоже бывают договоры, но они такие шаблонные, и, как правило, условия, которые там прописаны, – не в пользу квартирантов. Скоро нам начнут звонить с жалобами по этой теме. К сожалению, наши люди не доходят до суда, и когда им говорят: «Выселяйтесь», – они поворчат, но пойдут втридорога снимать квартиру – и снова не заключат договор. Я на своей практике помню только жалобы, до суда люди не доходят».
***
Патима, которая также готовится к переезду, убеждена, что подписание документов не спасет жильцов от выселения. Да и как потом – жить в квартире человека, с которым ты судился? Чтобы застраховаться от выселения накануне лета, Патима рекомендует искать жилье подальше от моря и прочих мест, интересных для туристов.
«Договоры – вообще такая ненадежная вещь. Либо это у нас так в силу менталитета. В прошлом году несколько человек жаловались, что их выселяют на лето, несмотря на то, что есть договор аренды. Мне кажется, что лучше искать жилье, которое туристов не заинтересует: в отдаленной части города, без мебели, со скучным ремонтом. Чаще всего такие и сдают на длительный срок. Любая «конфетка» обязательно бывает рассчитана на туристов», – убеждена девушка.
Отказ дагестанцев сдавать жилье на долгий срок землякам продиктован не только меркантильным интересом. Владельцы квартир могут рассказать немало историй о недобросовестных квартирантах.
«Один месяц мне не заплатили вовремя. В качестве гарантии будущей оплаты я попросила у жильцов что-то ценное в залог, раз сейчас нет денег. Они мне дали якобы дорогие часы, как позже выяснилось – подделку. Потом написали, что перевели деньги, хотя перевода не было. Я дала им две недели, чтобы они нашли себе другое жилье. Прошел месяц, квартирант присылает мне фото своей порезанной руки, говорит, что он в больнице. Я пригрозила, что приду в квартиру и просто выкину все их вещи. Он ответил: «А у меня там двести тысяч лежат!» Но я с ними разобралась, наконец, и сегодня они выезжают. А потом такие, как они, будут рассказывать слезные истории про то, как беременную женщину выгнали», – рассказывает арендодатель Анжела.
***
После того как в квартире Амины два месяца жили три молодые девушки, она зареклась сдавать квартиру на долгий срок.
«Я в жизни больше никогда не буду сдавать жилье нашим местным жителям. Потому что отношение к тому месту, где они проживают, – отвратительное. В голове у наших людей – одно: «Раз я живу тут за деньги, которые заработал, то можно все портить. Это же не мое, я плачу, значит, имею право». По такому принципу живут.
У меня два месяца жили молодые девочки. Прокурили все, испортили сантехнику в ванной, плесень на стенах развели, прожгли стол, стул. Стены испачканы едой, косметикой. Семь пакетов вонючего мусора я оттуда вынесла, – вспоминает Амина. – Если бы не было туристов, я никогда бы ее не сдавала вообще. Теперь сдавать буду только приезжим. Есть место и время благим делам, есть место и время заработку. Но каждый хозяин своего жилья имеет право использовать его так, как считает нужным сам».
Анастасия Расулова
Читайте также «Солнечным летом – в Дагестан!» Более миллиона туристов открыли для себя новый регион отдыха
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»