Удивительные встречи происходят порой прямо на улице. Шел он, и шла я. Шли мы по Дахадаева. Он — в музей, я — куда-то. «Вы же Алишер Ходжаев! Да?» — без «здрасте» обратилась я к прохожему. Как же хорошо знать своих коллег в лицо! Разговор мы продолжили в музее «Моя Россия». В Дагестан он приехал на фестиваль радиожурналистов.
За 42 года насыщенной журналистской карьеры побывал на войне, вел КВН, снимался в кино. Он сыграл двенадцать ролей в художественных фильмах — и все, как он говорит, в свободное от работы время. Сегодня голос Алишера Ходжаева можно услышать на радиостанции «ФМ-на Дону», в утреннем шоу «Ранняя пташка». По мнению журналиста, радио — самое сложное направление в журналистике.
— Радиожурналистика — сложный жанр, я об этом всегда говорю своим студентам. Пока они еще молоды и мечтают вести погоду, особенно девочки. Молодежи нет дела до лавров наших великих журналистов. Лично меня, как представителя профессии, это задевает. Чтобы говорить с экрана о проливных дождях, не нужно учиться на журналиста, для этого достаточно иметь симпатичную мордочку и хорошую дикцию. А журналистика — это совсем другое.
— Почему вы считаете, что радио — самое сложное направление в журналистике? По мне, так в печати тоже нелегко. Я даже могу начать рассказывать о всех сложностях и тяготах, но меня будет трудно остановить. Лучше вы.
— На телевидении 70% информации мы получаем из видеоряда, и мало кто обратит внимание на несносно написанный текст. До выхода газеты в печать — есть время исправить ошибку. На радио халтура никогда не пройдет, здесь надо писать так, чтобы радиослушатель, не видя картинку, живо представлял себе событие. При этом у радиоведущего две краски воздействия на слушателя: интонация и пауза. Но этими красками нужно мастерски владеть, говорить так, чтобы затронуть и мозг, и душу. Надо поразить с первой фразы — на такое способны только настоящие виртуозы. Я таких профессионалов, преданных радио, как собаки, знаю лишь единицы.
— Вы такой?
— Нет (смеется). В начале 90-х годов мне довелось работать на радио «Маяк» собственным корреспондентом Центрального телевидения и Всесоюзного радио, где занимался новостями и освещал военные события в Таджикистане. Было очень сложно выходить в эфир два раза в день. Я говорил только правду, меня приговорили к смертной казни, но обошлось. Но каждый вечер меня уже ждала группа исламистов с угрозами: если я не заткнусь, то пустят в меня всю обойму. Я не уехал, продолжал работать. В те годы душанбинский корпункт ОРТ за время гражданской войны в Таджикистане не раз подвергался нападениям представителей оппозиции.
И после 26 лет на телевидении мне вновь предложили работу на радио. Я человек любопытный: подумал, а почему бы не попробовать? Согласился. И уже два года веду утреннюю развлекательную программу «Ранняя пташка». Меня узнают по голосу во всех районах Ростовской области. Это приятно.
— А кто ваша аудитория?
— Сегодня радио слушают пенсионеры, студенты и школьники. Наши основные поклонники – люди за рулем.
— Иногда, если маршрутнику или таксисту будет угодно, я тоже слушаю радио. Из него либо о новостях расскажут, либо песни поорут. А у вас что происходит в «Ранней пташке»?
— С какими только историями не звонят слушатели! Например, пожилой альпинист сорвался с горы, оказался в больнице. Через день позвонила альпинистка, тоже с травмами, из этой же больницы. Мы ей рассказали о нем, она его навестила, так они познакомились и живут вместе уже 38 лет! А вот еще была история. Мужчина звонит, рассказывает о себе: вот, мол, так-то и так, и женился бы уже, да не на ком. Девушки все стали слишком современные, на Запад устремленные. После позвонила девушка, жаловалась на мужчин: пьянь и рвань, мол, кругом. А мужчина, позвонивший до нее, все еще слушал эфир. После он позвонил и попросил их свести. Мы, разумеется, взяли у нее согласие на передачу ее номера телефона. Они тоже поженились.
— А все-таки для вас интереснее работа на телевидении или радио?
— Для рейтинга, узнаваемости фейса, заработка (мы же все-таки не воздухом питаемся) — телевидение, здесь можно хорошо зарабатывать на рекламе. С точки зрения профессионализма, однозначно — радио. Оно более практично. Для него не нужно плазмы, электрической сети, достаточно пальчиковой батарейки и маленького радиоаппарата — и тебя будут слушать везде. А каналы сегодня настолько заврались, съехали в качестве, что смотреть нечего. Россия очень богата умными и талантливыми людьми, а нас вскармливают незаконными браками, бракоразводными процессами, все время пытаются развеселить самым пошлым образом. Лично меня такая политика унижает как гражданина!
— Чего не хватает радио?
— Я вспоминаю умные передачи советских времен, когда было место и детским передачам. Федеральные каналы забывают, что наша страна многонациональная. И то, что показывают в Москве, нельзя показать на Кавказе. Но они не думают об этом. Была старая добрая советская традиция, когда киношники встречались со своими зрителями, телевизионщики — с телезрителями, радийщики — с радиослушателями. Почему бы не вернуться к тому, что работало в те годы? Сегодня радио переживает второй этап своего рождения. Нам важно быть ближе к людям.
— Где заканчивается настоящая журналистика и начинается ремесло?
— Журналистика — очень важная, нужная и серьезная профессия. В нее надо идти не ради славы и денег. Я ни в коем случае не хочу обидеть людей технических профессий. Возьмем, например, мастера, который вытачивает деталь, и делает он ее великолепно, из года в год он будет приходить и делать точно такую же замечательную деталь. А в журналистике все по-другому. У меня за всю жизнь не было двух одинаковых дней: сегодня я беру интервью у президента, завтра разговариваю с профессиональной проституткой на трассе. Понимаете? Мы сделаны из другого теста, мы на людей и на жизнь смотрим по-другому. Вот это надо понять. А если «журналисту» все равно на трех бабок на скамейке и не возникает вопросов: а почему они не так одеты, а почему без зубов и так далее, — то такому «журналисту» в профессии делать нечего. Нас, журналистов, легко обидеть, мы бескожие — нас словом заденут, а мы ночь не спим, переживаем.
— Самая дорогая награда.
— Премия Ленинского комсомола, в ней формулировка: «За военно-шефскую работу на отдаленных погранзаставах СССР». В 1978 году мы с концертным коллективом, где я был и ведущим, и журналистом, ездили по самым отдаленным пограничным заставам. Туда, где пограничники сходили с ума от того, что не видели людей. Мы им концерт, а они в знак благодарности – солдатскую кашу. Вот и весь гонорар, а другого и не надо было!
Ясмина Алакаева
Читайте также:
«Это был заказ». Зверское убийство Кадрии Темирбулатовой. 40 лет спустя
«То, как отреагировали на сценку из «Мастера и Маргариты», – это ужас»
Скачай и сохрани. Классику дагестанской литературы теперь можно послушать
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta