Постановка студентов медицинского училища в Буйнакске, которые инсценировали отрывок из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», вызвала неожиданную реакцию некоторых дагестанских пользователей социальной сети «Инстаграм». Заслуженный учитель Дагестана, доцент кафедры русской литературы Дагестанского государственного университета Муса Гаджиев в интервью «Молодежке» высказался об этой реакции.
О культуре и невежестве
– Можно привести массу мнений, что дети не читают, ограничиваются в лучшем случае каким-нибудь фильмом или сокращенным вариантом произведения. Но много примеров, когда дети читают, и очень хорошо читают. То есть у меня такое ощущение, что в этом смысле прям вот не ужас-ужас, — говорит Гаджиев. — А вот реакция на сценку из «Мастера и Маргариты» в Буйнакске — это, конечно, тот самый случай, когда ужас-ужас. С одной стороны, это действительно вызывает недоумение и сожаление, а с другой — можно понять, что эта часть людей была всегда. Но если раньше они были невежественными и осознавали, что как-то неприлично невежественность выпячивать, то сейчас стали воинственными — вот это уже действительно печальный фактор. Раньше мы бы просто пожали плечами: ну что делать, если человек хочет быть дремучим — это его конституционное право. Но сейчас такое ощущение, что количество всего этого ужаса, иногда в прямом смысле ужаса, — это даже не средневековье, а пещерный период.
Не вдаваясь в религиозные споры, я бы отметил: часть людей считает, что мусульманин — это тот, кто выполняет обязательные столпы. И все. То есть в их парадигму мусульманства не входит ничего, что мы называем стремлением к самосовершенствованию, образованию, получению знаний. Очень удобная позиция: не надо ничего читать, не надо ничего, что требует неких усилий, помимо чисто формального выполнения каких-то ритуалов.
Иногда говорят: «Зачем нам всякие булгаковы, лучше бы они (это, видимо, мифические «они» типа меня и учителей и тех, кто организует фестивали) писали об исламских великих людях». Человек пишет и даже не понимает, что «они» и Коран переводили, и писали об исламских ученых, биографию Шамиля. Я не сомневаюсь, что большая часть из этих самых людей невежественны и в той области, к которой имеют отношение — исламской культуре. Культура — это система табу, но это система табу, которую человек применяет прежде всего к самому себе. Он сам следует каким-то моральным, нравственным ограничениям, но ни в коем случае не ограничивает другого.
Модно стало требовать постфактум от Михаила Афанасьевича Булгакова, чтобы он писал свой роман с оглядкой на мусульман. Если учесть, что это притом не отменяет очень сложные взаимоотношения романа, да и самого Булгакова, с ортодоксальной церковью. Однако, в отличие от горе-комментаторов, в христианской православной традиции есть много глубоких исследований с позиции непринятия романа, где с опорой на Евангелие сопоставляется и отвергается концепция Булгакова в рамках дискуссии.
Если тебя интересует только то, что полезно мусульманину, читай, обратись к авторитетным для тебя людям, обратись, в конце концов, просто к литературе, ориентированной именно на мусульман и на интересующихся исламом людей, займись этим пластом и будь проводником, если ты хочешь. Но зачем выдвигать поразительные требования? Я даже не говорю о таких очевидных вещах – «Мастер и Маргарита» выдержал испытание временем и входит в число лучших романов мировой литературы, изучается в школе, значит, в стране, в которой ты живешь, общество признало его достойным для изучения школьниками.
Один из моих учеников — он сейчас имам мечети — писал сочинение страниц на 12 (это 90-е годы), он и тогда уже был, как я понимаю, верующим человеком. У нас с ним были сильнейшие дискуссии, он спорил с Булгаковым, что очень важно, с Иешуа, у него была своя концепция по поводу Воланда, он не принимал этого, но и предположить невозможно, чтобы он кричал: «Вы травите нас своими какими-то ценностями христианскими, нельзя в Дагестане это изучать!» Я к тому, что глубокое чтение «Мастера и Маргариты» ему почему-то не помешало сохранить свою веру. Мне как-то сложно представить, что чтение «Мастера и Маргариты» вдруг разрушит твою веру.
Странной кажется позиция муфтията и людей, которые официально могли бы отреагировать, но не отреагировали. Может быть, стоит включиться авторитетным людям и просто хотя бы азы человека культуры изложить, поднять дискуссию? Насколько мне известно, ислам приветствует знания и учит развивать себя, получать базовое образование, спорить, извлекать нужную информацию. Молчание муфтията в данном случае означает, что они согласны с позицией невежества.
О добре, зле и справедливости
– Роман не завершен и никогда не будет завершен. Если вы встретите на полках огромную книгу «Расшифрованный Булгаков», то не покупайте. Борис Соколов меня убьет, конечно, он серьезный ученый, но это слово — «расшифрованный» — невозможно по всем критериям применительно к Булгакову. Потому что он ничего не шифровал.
Каждый раз, когда кто-то говорит, что роман не нравится, я советую начать со второй главы. Сам, каюсь, на первом курсе бросал трижды, пока не дошел до нее. Это совершенно другой мир, сразу создается двойственность, тройственность на уровне языка, стиля, повествователя. Роман построен как текст в тексте, и это очень важно. Без понимания этой особенности выйти к авторской точке зрения невозможно.
Роман, как всякий текст большой литературы, не сводится к одной какой-то дефиниции. Это и философский, и любовный, и авантюрный, и в то же время социальный роман, который вызван проблемами 1920-1930 годов — сложного, трагического времени, в котором Булгаков жил. Это его реакция на идеологическую доктрину, репрессии, которые тогда происходят, он ищет выход из этой ситуации. Роман на разных этапах жизни человека открывается по-разному. В какой-то момент юного читателя может заинтересовать линия Мастера и Маргариты, в какой-то момент роман станет толчком к чтению первоисточника, для кого-то станет поводом для размышления о природе добра и зла – вечных человеческих тем, кого-то подтолкнет к чтению Гете. Куда выводит роман, зависит от читателя, от того, что его интересует в тот или иной момент.
Когда мы чувствуем бессилие в борьбе с какими-то силами, системой, появляется детская мечта об абсолютном оружии, которое позволит восстановить справедливость. Этот момент, мне кажется, есть в «Мастере и Маргарите». Булгаков – великий все-таки писатель, потому что он частную, личную интонацию преодолевает и выходит на другой уровень – вневременной. Именно этим роман интересен. Мне кажется, Булгаковым двигало, и очень мощно двигало, детское человеческое желание хотя бы в пространстве романа увидеть возмездие. Он, кстати, при жизни наблюдал: тех, кто его травил, в 1937-1938 году стали судить и расстреливать. Но надо заметить, Булгаков злорадства ни разу не проявил. Он не ходил ни на один из этих процессов. Может быть, от изначального понимания, что они — часть одной системы, или из понимания природы добра и зла.
Патимат Амирбекова
Читайте также:
«Кто такие Мастер и Маргарита? Разве они были мусульманами?»
Все о сорванном фестивале аниме в Махачкале
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta