Репортаж с публичных слушаний в мэрии Махачкалы
За принятие новых правил землепользования и застройки (ПЗЗ) Махачкалы в ходе слушаний в мэрии, состоявшихся во вторник, 20 августа, проголосовали восемь человек. Против – несколько десятков. Точных цифр нет даже спустя несколько дней: протокол слушаний, где должны быть указаны эти данные, корреспонденту «Молодежки» получить не удалось. На официальном сайте администрации Махачкалы такого документа нет, так же как и анонса о проведении публичных слушаний. О мероприятии горожане узнали из соцсетей. В четверг в пресс-службе мэрии сначала затруднились ответить, существует ли вообще этот протокол, а позже сообщили, что «документ этот все еще формируется для обнародования».
Как слушания стали митингом
Более двухсот человек пришли в мэрию на публичные слушания об изменениях в «градостроительной конституции» – документе, регулирующем практически все строительные вопросы в Махачкале.
Перед началом обсуждения в здании мэрии собралась толпа: сотрудники администрации регистрировали всех желающих попасть на мероприятие. В пять вечера, когда должны были начаться слушания, регистрацию попытались завершить, но люди возмутились, и в итоге слушания начались с опозданием на полчаса. Несколько десятков горожан остались на улице – для опоздавших в актовом зале администрации не хватило мест.
Что важно – обсуждалась только текстовая часть документа.
Юрист управления архитектуры и градостроительства Махач Алиев коротко пояснил собравшимся суть вопроса: «Правила определяют режим того, как мы будем использовать свои земельные участки. Мы привели документ в надлежащий вид исходя из опыта работы и требований законодательства».
Речь, в частности, шла об изменении размеров участков под многоэтажное жилое строительство, о высотности зданий, участках в городе, предназначенных под такие объекты, минимальных отступах от границ участков для размещения объектов капитального строительства.
До принятия решения – быть или нет новым правилам землепользования и застройки Махачкалы – горожанам дали высказаться и задать свои вопросы чиновникам мэрии. К микрофону тут же выстроилась очередь, а публичные слушания превратились в стихийный митинг, где каждый пытался донести свои проблемы до администрации Махачкалы.
«Если кто-то вымогает, значит, есть основания»
Первым слово взял мужчина по имени Хаджимурад. Он пожаловался, что у него вымогают взятку за ввод жилого дома в эксплуатацию.
— Я застройщик, построил дом еще до того, как Васильев стал главой Дагестана. С тех пор я не могу его узаконить. Ничего не нарушил, ко мне кто только не приходит, у меня с ними разборки идут. Что мне делать? Я все суды проиграл, потому что вымогают деньги. Я не дал пять миллионов, и мне не дают сдать дом.
— Если вы не нарушили никакие условия, то никто не имеет права препятствовать вам. Если вы говорите, что вокруг есть кто-то, кто приходит и вымогает у вас что-то, значит у них есть основания для этого, — заявил Гасан Газаев, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства.
В зале поднялся шум, послышались смех и женские выкрики.
— Вы что вообще говорите? Как могут быть основания вымогать что-то? Вам не стыдно?
Юрист, активист общественной организации «ГородНаш» Арсен Магомедов обратил внимание собравшихся на тот факт, что обсуждается только текстовая часть проекта новых правил.
— Раз вы говорите, что сегодня обсуждается только текстовая часть, почему в постановлении Салмана Дадаева об этом ни слова? Юридически, если вы сейчас будете голосовать за этот проект, вы будете голосовать и за графическую часть – за зоны, которые сейчас не обсуждаются, — предостерег он.
Ему возразил юрист мэрии Алиев. На слушаниях именно ему больше всего пришлось отбиваться от неудобных вопросов махачкалинцев.
— Карта у нас остается с изменениями 2017 года, — заверил он.
— А потом на основании этих изменений и карта поменяется, – реплика из зала.
Причал в центре Махачкалы
Следующий вопрос, кажется, удивил даже чиновников. Молодой мужчина рассказал, что является собственником земельного участка в центре Махачкалы по адресу «Ярагского, 35».
— Недавно получил выписку из правил землеустроения и землепользования, где в основных видах деятельности, разрешенных на этом месте, указан причал для маломерных судов…
В зале раздался хохот. Алиев утер пот со лба, выдохнул и вновь попытался разрулить ситуацию.
— Ты попал в зону Р2. Как я понимаю, это территория земель общего пользования. Это вообще парковая зона. Если тебя это не устраивает, надо писать заявление о внесении изменений — и в генплан, и в карту будут они внесены, — посоветовал он.
— Насколько я знаю, надо теперь пройти семь кругов ада, чтобы внести эти изменения. Чем думала администрация, когда в центре города указывала основные виды деятельности «причалы и морские суда»? – не унимался владелец участка.
Горожанка Лариса Бачиева подняла тему высотности строений в городе.
— Двадцать этажей в Махачкале – вы считаете, это нормально? Не дай бог нас тряханет чуть-чуть, это будет одна братская могила. Вы издеваетесь, что ли? Вы знаете, где мы живем? Сейсмические особенности? Что вы творите с городом? – с каждым последующим вопросом ее голос звучал все громче. — Двадцать этажей! Я не готова понимать это. Объясните, вы о чем вообще думаете? Вы понимаете, что у нас нарушены все законы градостроительства?
— Для такой высотной застройки – двадцать этажей и выше — у нас выделена одна зона – Ж0 (жэ ноль. – «МД»). Она находится в нескольких местах в городе. У нас будет всего два-три таких дома, — пытался оправдаться Махач Алиев.
На помощь своему подчиненному опять пришел Гасан Газаев, который привел пример Японии, снова вызвав смех и непонимание в зале.
— Этажность, сейсмичность – это вопросы, которые решаются нормативными актами, расчетами. В мире есть масса сейсмических зон, Японию трясет постоянно.
— Вы Японию с Дагестаном сравниваете? – парировала Бачиева его слова.
— В сейсмическом отношении – да. Очень много других островных государств, которые строят и стоэтажные здания. Эти вопросы решаются техническим регламентом, — сказал Газаев.
— Что надо покурить, чтобы принимать такие законы? – развела женщина руками.
— Мы как раз сегодня и пытаемся зарегулировать эти все вещи. Этот этап, который мы сегодня пытаемся пройти, – часть того пути, который надо пройти, чтобы привести все в порядок, — заключил Газаев.
«Как можно вас убрать с ваших мест?»
Больше часа люди эмоционально жаловались на свои проблемы, не всегда касающиеся предмета обсуждения: отсутствие новых школ, детских садов и поликлиник в центре города, отсутствие зеленых зон, грязное море, слишком плотную и многоэтажную застройку.
Журналист и активист городского движения «ГородНаш» Светлана Анохина выступила в конце этого почти стихийного митинга горожан. Все происходящее она назвала «запудриванием мозгов», «замыливанием глаз» и четко спланированной акцией.
— Вы специально все это делаете в отрыве от карты, — обратилась она к городским чиновникам, — потому что людям трудно сориентироваться. И это совершенно сознательная акция, которая имеет целью протолкнуть какие-то свои вопросы, — заявила Анохина. — Я могу ошибаться, и я бы поверила в ваши добрые намерения, но последний раз я здесь была на слушаниях о чертовом колесе, когда проголосовавших против колеса было больше, — мы вели подсчет. Но на сайте администрации цифры волшебным образом изменились. Вы врете все время. Веры вам нет никакой.
— А по существу вопрос? – Махач Алиев попытался перебить Анохину.
— Вопрос у меня следующий: как можно вас убрать вообще с ваших мест?
Зал одобрительно загудел, послышались аплодисменты.
— Кто хоть раз понес ответственность за принятые вами решения? Кто сел из администрации, кто сел из архитектурного управления? – продолжила выступающая. — За проданную землю под озером, за замусоренное море. Кто понес ответственность? Кто хотя бы был оштрафован и хотя бы отстранен от своей деятельности? Я хочу знать: когда вы сядете? – закончила свой спич Анохина.
Горожане продолжали хлопать, а выглядевший уставшим и растерянным Махач Алиев негромко ответил: «Мы сядем когда-нибудь». Его коллега Газаев выглядел более оптимистичным и даже пытался пошутить.
— Мы герои одного фильма: сядем все вместе, — улыбнулся он.
В итоге чиновники, пообещав выслушать людей в другие дни, предложили голосовать. К этому моменту в зале осталось раза в три меньше людей: многие ушли, не дождавшись голосования.
«Вы предлагаете голосовать нам за новые правила, а как же наши замечания и пожелания? – раздался вопрос из зала. – Они что, не будут учтены?»
Работники мэрии пообещали, что учтут всё. И настояли на голосовании.
В итоге за принятие нового документа проголосовали восемь человек. Против – несколько десятков. Точной цифры нет: эти данные не были озвучены и, по всей видимости, не внесены в протокол слушаний. Не было официальных данных и на момент подписания этого номера газеты в печать.
Анастасия Расулова
«Правила хорошие, генплан – плохой». Комментарий эксперта
Экономический обозреватель, участник движения «ГородНаш» Андрей МЕЛАМЕДОВ считает, что принятый в 2016 году генплан Махачкалы не отвечает требованиям города.
— Развитие строительства в городе определяет генплан. Нынешний генплан в 2016 году делала вроде бы солидная организация – проектный институт Гипрогор. Но на самом деле все архитекторы прекрасно знают, что Гипрогор уже давно уничтожен, — сказал «Молодежке» Меламедов. — Такого института мощного, который был, нет. Осталась вывеска, под которой трудятся разного рода конторы. Есть среди них менее приличные, есть более приличные. Создается впечатление, что генплан Махачкалы готовила не очень приличная компания, потому что он сделан халтурно.
Допустим, есть норма, определяющая количество зелени в городе. У нас зелени катастрофически не хватает, но в генплане она присутствует. Так, в качестве зеленой зоны, в которой нельзя строить, а можно только сажать деревья, обозначены улицы Магомеда Гаджиева, Котрова (ныне Кадырова. – «МД»).
Там много путаницы, элементарных ошибок. Зона малоэтажного строительства в одном из пригородных поселков Махачкалы вдруг стала зоной строительства многоэтажных домов. Чем это чревато? Многоэтажные дома в поселке Семендер во многом стали причиной экологической катастрофы — канализационные стоки поселка прямиком стекают в канал Октябрьской революции. И оттуда – в Хушетское водохранилище Махачкалы, из которого питается весь Ленинский район города. И таких мин в этом генплане заложено достаточно.
Второе впечатление – разработчики просто выполнили заказ чиновников мэрии, которым этот плановый бардак позволяет греть руки. Для того чтобы получить разрешение на строительство на Котрова, теперь нужно заплатить в несколько раз больше, чем раньше. Это то, что мне говорили строители.
Все эти ошибки, этот бардак перекочевал в правила землепользования и застройки, созданные на основе генплана. Самое смешное, что этот документ, подготовка которого обычно обходится в десятки миллионов рублей, Махачкала получила бесплатно — в виде приложения к генплану. Видимо, для того, чтобы республика оплатила работу, сделанную очень некачественно.
Именно несовершенство и несоответствие нашим реалиям нынешних ПЗЗ обеспечило аншлаг на общественных слушаниях в мэрии. Махачкалинцы пришли опротестовать многие положения новых правил, добиться их изменения. Возникает ощущение, что этот документ, как и генплан, создавался в спешке, без учета реалий. Иногда кажется, что это не Махачкала в нем, а какой-то другой город: как будто типовой проект приспособили под наш город — с огромным количеством ошибок и недоработок. Так что люди пришли на слушания, чтобы откорректировать моменты именно графических ошибок ПЗЗ, но вдруг выяснилось, что графические моменты обсуждаться не будут, а будет обсуждаться только текстовая часть.
При этом, насколько я услышал, изменения в текстовой части – они очень грамотные, нужные и соответствуют законодательству. Например, они увеличили площади вокруг многоэтажек. Если размеры участка недостаточны для организации парковки, строительства детской площадки и обустройства места отдыха, дом строить нельзя. Это очень нужные и хорошие изменения, которые они внесли.
Но… Как сказали представители города, графическую часть они обсуждать не собираются, поскольку она следует из генплана. То есть мы обречены жить по правилам, которые составлены халтурно и дают чиновникам возможность наживаться, вымогать деньги у граждан, и которые попросту ограничивают права жителей города. Именно поэтому собравшиеся и проголосовали против.
Читайте также Бывший глава администрации Избербаша приговорен к условному сроку
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta