Школьный учитель – непопулярная профессия, и больших денег на педагогическом поприще не заработаешь. Сложно в этой ситуации требовать от ее представителей высокой мотивированности и стремления к саморазвитию. А разговоры о высокой значимости их роли выглядят чистой демагогией. Мотивами для развития могут выступить разве что личные качества, профессиональное неравнодушие учителя и перспектива того, что новые знания позволят зарабатывать больше, в том числе как успешному, востребованному репетитору. Благо есть возможность бесплатно совершенствоваться в своей профессии и, может быть, даже получать какое-то удовольствие от обучения детей, перестав воспринимать его как рутинную работу ради зарплаты. Об этой возможности в интервью «Молодежке» рассказывает Гамзат Джамалудинов – исполняющий обязанности ректора учебного заведения, которое в народе известно как институт повышения квалификации педагогов, а официально называется Дагестанский институт развития образования (ДИРО).
СПРАВКА
Гамзат Магомедгазиевич Джамалудинов – выпускник философского факультета Московского государственного университета, доктор социологических наук, профессор, заслуженный работник образования Республики Дагестан. В прошлом первый проректор Даггоспедуниверситета.
– Дагестанский институт развития образования – единственное бюджетное образовательное учреждение в республике, где педагоги могут бесплатно повысить свою квалификацию. Ответственно заявляю: вопрос о коррупции у нас не стоит. Свидетели этому – руководители, учителя и воспитатели, которые уже прошли наши курсы.
От слушателей мы требуем дисциплины. Если педагог прогуливает занятия больше двух дней, мы его исключаем. К сожалению, нередко приходится идти на такие меры: бывает, за год исключаем более тысячи человек. При этом в среднем за год через курсы повышения квалификации ДИРО проходят порядка десяти тысяч педагогов.
Почему пропускают занятия? Иногда из-за того, что им негде жить в Махачкале. Они приезжают сюда из районов республики, а общежития у нас нет. Его можно было бы построить во дворе института, место есть, но решение этого вопроса не в моей компетенции.
Мы, конечно, понимаем тех, кто действительно хочет повысить квалификацию, поэтому пока выходим из ситуации, проводя занятия и заочно. В конечном итоге задача ДИРО – помочь учителю стать лучше в своей профессии.
– А как это сделать?
– Реализация программ курсов повышения квалификации осуществляется строго по календарному плану, в рамках установленных по госзаданию форм обучения – очной и очно-заочной. С конца марта курсы повышения квалификации были переведены в режим дистанционного обучения. Для проведения курсов была использована платформа на сайте института. Занятия проводились в режиме онлайн в сочетании с самостоятельным изучением теоретического материала слушателями, прохождением промежуточной и итоговой аттестации в виде тестирования.
Учебно-методическая деятельность является одним из основополагающих направлений деятельности ДИРО. Методическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение образовательного процесса учебно-методической документацией, повышение педагогического мастерства преподавателей ДИРО, улучшение форм и методов и в целом качества учебной работы со слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Основная цель методической работы – создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса.
Деятельность ДИРО тесно связана с решением задачи научно-методического обеспечения инновационных процессов развития регионального образования в условиях формирования современной системы профессионального роста педагогических и управленческих кадров Республики Дагестан. Работа кафедр и структурных подразделений института направлена на разработку и внедрение проектов, программ, моделей разного уровня в контексте реализации государственных стратегий.
Без повышения квалификации педагогу – никак, но не все это понимают.
У педагога должны быть сформированы четыре компетенции. Это: предметная – он должен реально знать свой предмет; методическая – он должен знать, как преподавать предмет; психолого-педагогическая – он обязан учитывать особенности каждого ребенка; коммуникативная –педагог должен уметь взаимодействовать в коллективе. Неслучайно среди наших «студентов» очень популярны курсы по психологии.
Мы переработали все наши программы курсов повышения квалификации (всего их сто), чтобы сделать их более персонифицированными, адресными, избавить от недостатков, связанных со слишком общим, массовым подходом. А чтобы выяснить, кому именно что подходит, проводим анкетирование обучающихся нового набора.
Преподают у нас не только педагоги ДИРО. Мы привлекаем и лучших учителей республики, преподавателей из ДГПУ, ДГУ, институтов повышения квалификации Краснодара, Москвы, Тамбова, Ростова-на-Дону, методистов издательств «Просвещение», «Российский учебник», «Русское слово» и т. д.
Кроме того, на базе ДИРО по федеральному проекту «Учитель будущего» под руководством министерства образования и науки Дагестана создаются Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Проведение курсов повышения квалификации учителей-предметников будет передано Центру непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Будем надеяться, что эта работа пойдет во благо учителю.
Учителям непременно надо помогать, государство должно обратиться к ним лицом, поддерживать и материально, и морально. Если учитель приезжает на обучение, надо создать все условия, чтобы он мог повышать свой уровень. Я в числе прочего, перенимая опыт одного из коллег из другого региона, предлагаю дать возможность дагестанским учителям, проходящим курсы повышения квалификации, бесплатно посещать музеи, национальные театры. Мы даже писали письмо на имя министра культуры республики по этому поводу. Надеюсь, получится договориться об этом.
– ДИРО дает возможность перестроиться учителю, получить право преподавать новый предмет?
– Несомненно, мы предлагаем такие курсы переподготовки. У нас же в республике дефицит учителей – по официальным данным, свыше 600 вакансий. Особенно не хватает учителей английского языка. На сайте минобрнауки Дагестана есть подробная информация по каждому муниципалитету: где каких специалистов не хватает, какие вакансии открыты.
Вообще, это одна из множества проблем в системе педагогического образования Дагестана, нам необходимо сетевое взаимодействие, слаженная, совместная работа ДИРО и учебных заведений, готовящих педагогов, – ДГПУ, ДГУ, дагестанских педколледжей… Хотя с педагогическим университетом у нас уже работа ведется, например, с факультетом начальных классов реализуем совместный проект «Малокомплектная школа».
– Как вы замеряете эффективность деятельности ДИРО? Кто контролирует вашу работу и результат?
– Наш учредитель – министерство образования и науки Дагестана. Совершенствование и коррекция нашей работы происходят под управлением заместителя председателя правительства – министра образования и науки республики Уммупазиль Омаровой. По ее инициативе проводится большой объем работы. Это прежде всего организация профессионального взаимодействия образовательных организаций для формирования инновационного образовательного пространства Дагестана.
Одним из показателей результативности считаю эффективность работы со школами, чьи выпускники показали низкие результаты на ЕГЭ. Каждый год мы анализируем итоги ЕГЭ. Те муниципалитеты, где каждый четвертый выпускник, например, не преодолел минимальный порог, мы объявляем «красной зоной» и составляем отдельный план работы с каждой школой. Приглашаем муниципальных руководителей управлений образования и утверждаем с ними программу по работе с учителями в течение года. Не формально, а практически. Через неделю, в назначенные дни, отправляем туда наших преподавателей, которые вместе с органами управления образованием муниципалитетов проводят мониторинг работы учителей. Для этого даем тот же самый, но немного переработанный контрольно-измерительный материал ЕГЭ. По каждому предмету затем проводим анализ: по каким разделам учителя в основном имеют профессиональный дефицит. К примеру, по русском языку: правописание «не» или «ни»… И когда едем в следующий раз, собираем всех этих учителей по предметам и на основе новой программы из того мониторинга, который провели, стараемся эти недостатки устранить.
Мы работаем на результат.
Регина Курбанова