Как остров в Дагестане и его обитатели стали крутым фильмом
«Встретить суперинтересного человека – большая удача журналистская, а встретить двух суперинтересных людей – прямо мегаподарок, почти никогда такого не случается. Так получилось, что на этом острове каждый человек – невероятный, потрясающий, интересный…»
Режиссер Светлана Родина и журналист, продюсер документального кино Владимир Севриновский рассказали «Молодежке» о фильме Ostrov швейцарской кинокомпании Doklad, который снимался в Дагестане и отобран в основной конкурс двух крупных международных фестивалей – Visions du Réel (Швейцария) и Hot Docs (Канада).
Visions du Réel – один из главных европейских документальных кинофестивалей, которые стремятся показать лучшие работы талантливых кинематографистов, не входящих в мейнстрим. Фестиваль славится своей насыщенной и вдохновляющей программой, предлагая зрителям и участникам посмотреть на окружающий мир с совершенно разных точек зрения.
Hot Docs – крупнейший фестиваль, конференция и кинорынок документального кино в Северной Америке. Каждый год в рамках фестиваля представляется более 150 новейших документальных фильмов со всего мира. Благодаря направленным на развитие киноиндустрии программам, таким как The Doc Shop, и известному международному мероприятию для покупателей и продавцов кино Hot Docs Forum фестиваль предоставляет полный спектр профессионального развития, самые последние новости кинорынка и множество возможностей для налаживания связей между профессионалами, работающими в социальном, культурном и политическом жанрах документального кино.
Светлана Родина, режиссер «Острова»:
– Я все время нахожусь в поиске истории, которая меня захватит. Все мои друзья, знакомые, моя семья знают об этом и свыклись с этой моей страстью… Но почему-то из сотни образов, тем, которые я узнаю и которыми я увлекаюсь, вдруг что-то одно начинает расти, расти и превращается в нечто большое и важное для меня.
Конкретно этот фильм начался для меня с фотографии Володи Севриновского. Причем у него много прекрасных фотографий. Но именно эта картинка сразу зацепила меня. Руины в тумане, какое-то заброшенное, таинственное место… Я абсолютно точно помню, как сработала моя режиссерская интуиция. Я хочу туда! Я хочу снимать там! Для меня было неважно, где именно это находится, что это Кавказ или какой-то другой регион. Меня просто заворожила странная атмосфера. И Лорана тоже заворожила. Это мой муж, соратник, тоже режиссер и оператор этого фильма (вместе с Мишей Буровым).
А потом мы узнали, что на фотографии был остров в Каспийском море. И там живут люди. Живут трудно… И с этого момента я очень хотела попасть на остров, познакомиться с его жителями и узнать, чем является для них остров – свободой или тюрьмой. Почему они не уезжают? Не могут, не хотят?
Владимир Севриновский, продюсер «Острова»:
– Когда Света Родина обратилась ко мне, я ей подсказал несколько тем. И она выбрала то, что ей показалось интересным. А дальше уже я устраивал визиты Светы и Лорана Ступа, ее мужа, крутого оператора, на остров, где живут дагестанские рыбаки, познакомил с потенциальными героями.
В 2017 году, в самом начале работы, Светлана заболела, и им с Лораном пришлось уехать. А со мной на остров отправился Михаил Буров, второй оператор. С ним мы и сняли пробный материал, из которого впоследствии сделали первый трейлер для питчинга. В фильм, конечно, из него почти ничего не вошло – Света с Лораном потом выбрали особый киноязык, на котором и велись основные съемки. Даже главный герой поменялся – в наш визит его на острове не было.
Светлана Родина:
– Я хочу подчеркнуть, что этот проект рождался как поэтическое, философское кино. Это не социальный и не политический проект. Это попытка рассказать универсальную историю, которую может примерить на себя любой человек. Историю о том, что иногда невозможно расстаться с родным домом, даже если жить там невыносимо. История о борьбе и отчаянии. О любви, которая спасает от безнадежности, но которая и разрушается от этой безнадежности…
И именно в этом качестве фильм заинтересовал швейцарских продюсеров. Именно поэтому фильм называется просто «Остров». Мы не даем зрителям объяснений, где он находится. Мы ни разу не упоминаем Кавказ, хотя колорит Кавказа, конечно, очень украсил кино. Мы не даем точное географическое название острова. Для нашего фильма это неважно. Наш «Остров» – это метафора.
Владимир Севриновский:
– Вся российская история выражена на этом острове. Там и смута была, через этот остров казаки бежали к Лжедмитрию, потом там Петр Первый хранил часть своего флота во время Дербентского похода. Мимо острова плыл навстречу гибели путешественник и ученый екатерининских времен Самуил Гмелин. Потом там было место ссылки, такой каспийский Сахалин. Туда ссылали и политических, причем без суда, – просто могли человека отправить на этот остров на четыре года, и выживали далеко не все.
Однажды я разговорился на острове с человеком по прозвищу Тихон, одноногим пиратом с пудовыми кулачищами. Очень умный дядька. Я ему рассказал, что встретить суперинтересного человека – большая удача журналистская, а встретить двух суперинтересных людей – прямо мегаподарок, почти никогда такого не случается. И спросил, как так получилось, что на этом острове каждый человек оказывается невероятным, потрясающим, интересным. Он усмехнулся и сказал: «Человек, доведенный до предела, всегда интересен». Я это теперь часто вспоминаю, не только на острове.
Светлана Родина:
– Всего было шесть длительных экспедиций на протяжении почти двух лет.
Сначала все было очень непросто. Мы приехали слишком большим составом – четыре человека. Четыре незнакомца с крутой аппаратурой. Мы пугали и раздражали жителей острова. И я могу их понять! Они получали столько ударов судьбы, что привыкли ожидать от внешнего мира только плохое.
Так что, когда я в первый раз попала на остров, я была и очарована им, и в то же время очень расстроена. Я понимала, что остров не пускает нас в свой мир. Мы снимали прекрасные пейзажи, милые разговоры с людьми… Но все это было так поверхностно! Я понимала, что кино не получается. Жители острова думали, что мы хотим делать какое-то расследование про ловлю рыбы, хотя это нас интересовало меньше всего. Мы искали подлинные эмоции людей. Но люди держали дистанцию. При этом – я хочу это подчеркнуть – они невероятно гостеприимны. Отказывались сниматься, но как они щедро угощали нас! Лучшей рыбой в моей жизни меня кормил Валера, который прекрасно готовит! А рыбные котлеты Анны! А пышки из печки от Татьяны и Галины!..
Постепенно остров стал важной частью моей жизни, и я ждала – когда же случится чудо, когда остров пустит нас в свой мир… И чудо случилось. Однажды Иван пригласил нас к себе и стал говорить с нами. Он потряс нас с Лораном. Мы поняли, что нашли нашего героя. Мы поняли, что кино будет.
Иван – потомственный рыбак, кровь от крови острова, как и его брат Валера, наш второй потрясающий герой. Иван родился на острове, прожил там всю свою жизнь, привез туда свою любимую женщину Анну, вырастил на острове детей. Это удивительный, харизматичный, яркий человек. Очень искренний и очень страдающий. Для меня Иван – это и есть остров. Такой же побитый судьбой, но сохранивший свою силу и свою внутреннюю красоту, открытость, доброту. Кстати, даже внешне он очень впечатляет моих западных коллег-женщин! Наша монтажерка, итальянка Орсола Валенти, звала его Джеймсом Бондом. Очень мужественный…
Светлана Родина о музыке в фильме:
– Марсель Вайд – один из самых успешных композиторов в Швейцарии. Он пишет музыку для кино – и каждый год выигрывает какие-то швейцарские и европейские призы. И он не берется за все фильмы подряд. Просто ему понравился наш фильм – именно своей поэтичностью.
Мы провели много часов в его студии в Цюрихе. Я говорила о своих идеях и образах, Марсель тут же записывал какой-то аккорд на гитаре или ударял по барабану, или создавал какие-то звуки на изобретенных им инструментах… Потом я снова говорю, он снова ищет звук, аккорд… Это похоже на шаманский ритуал.
Причем задача, которую я поставила ему, была не из легких. Я заявила ему, что в нашем фильме не должно быть музыки! То есть не должно быть заметно, что это музыка. Никаких мелодий! Мы просто иногда слышим звучание «души острова». Музыка должна рождаться из звуков самого острова – шелеста песка, завываний ветра, мотора лодки или мотоцикла. Марсель, несмотря на свои регалии и свою звездность, очень чуткий. Он очень внимательно слушает. Мне кажется, он все сделал гениально.
Звуком для фильма занималась Alea Jacta – одна из лучших компаний в Швейцарии. Абсолютно фантастические ребята!
Владимир Севриновский:
– Света молодец, она так дотошно подошла к проекту, что даже композитору пришлось придумать специальный инструмент, чтобы записать музыку к фильму. Весь постпродакшн был на недостижимом для российского документального кино уровне.
Светлана Родина:
– Вообще, вся наша международная команда – это мечта. Профессионалы и отличные люди. Отдельное спасибо хочу сказать нашему московскому оператору Мише Бурову и нашему локальному продюсеру Володе Севриновскому!
Да, это полный метр, фильм длится полтора часа. Предназначен для фестивального показа в Европе и Канаде. Прокат в России пока не обсуждается и не планируется.
Патимат Амирбекова
Читайте также «Пришить» артиста можно. Но…