Ровно год прошел с тех пор, как россиян попросили самоизолироваться. Ковид спутал все планы. И даже театральные премьеры пришлось переносить. А теперь, когда культурная жизнь снова забила ключом, дагестанский Русский театр собирается представить зрителям уже четвертую в сезоне премьеру. Как чувствует себя театр в свои 95 корреспондент «Молодежки» узнала у его директора Тимура Магомедова.
– Театру в этом году исполнилось 95 лет. Мы на пять лет запланировали целый ряд юбилейных мероприятий, помимо непосредственно самих торжеств, буклетов, выставок и важных приятных обновлений. Скоро, думаю, заработает проект «Дети в театре». Молодежь будет знакомиться с актерами, работниками цехов; будут проходить мастер-классы по созданию бутафории, гриму, костюмов, париков и занятия по актерскому мастерству. Самое, наверное, приятное для родителей – проект «Театральная няня»: можно будет смело пойти на вечерний спектакль и взять с собой ребёнка – пока взрослые будут отдыхать, дети будут проводить время вместе с актерами и ведущими специалистами театральных цехов.
– Ого! Почему так много внимания детской аудитории?
– Не только детской, но и подрастающему поколению в целом. Для студентов, например, будет работать площадка «Школа молодого режиссёра». Молодёжь в Русский театр сейчас просто поплыла. Это дает нам стимул стремиться к лучшему. Нам важно слышать молодых, знать, чем они дышат. Та же работа «Превращение» Саидат Лугуевой, которую она представила на сцене малого зала в этом году, одна из таких предпосылок. Мы хотим дать возможность молодежи приобщиться к искусству. Планируем создать творческую площадку со «свободным микрофоном», где все желающие – смогут почитать стихи. В планах также читки пьес со зрителями, ведь людям часто интересно, каким образом материал разбирается и обретает плоть и кровь. Надеюсь, эти планы нам удастся реализовать.
– Мне кажется, интерактивный спектакль «Золотой петушок» – такой большой шаг в диалоге с юным зрителем.
– Совершенно верно. Дети из зрительного зала выходят на сцену в самом начале и полноценно участвуют во всем действии. Это постановка создана на средства гранта Главы Дагестана. Мы сделали спектакль качественно, достойно. Нам очень повезло, что Скандарбек Тулпаров, наш главный режиссер, нашел время и возможность в своем графике поставить именно детский спектакль. Получился, не побоюсь этого слова, шедевр.
– А его «Кабаре» дагестанский зритель еще увидит? Там ведь тоже зрители – участники постановки.
– Конечно! Но есть спектакли, которые должны идти в камерном формате. Для «Кабаре» я планирую создать отдельную площадку у нас на пятом этаже. Зрителей будет от 20 до 50 человек, а пространство сможет трансформироваться по задумке режиссера. Тогда и возобновим показы.
– Есть такие спектакли, которые зрители любят пересматривать?
– Первое, что приходит в голову – «Ханума». В феврале-марте невозможно было купить билеты в день показа. А вообще есть зрители, которые приходят из раза в раз на одни и те же спектакли – приводят друзей, родственников, которые не видели ещё.
– Точно. Мне кажется, что, даже если бы в репертуаре театра была одна «Ханума», она бы не переставала собирать аншлаги.
– Кстати, вы удивитесь, но главным режиссером было принято решение снять с репертуара этот спектакль. В марте у нас был последний в истории показ «Ханумы» в той версии, в которой она шла 25 последних лет.
Конечно, мы можем прокатывать и прокатывать ее, не переставая, но спектакль сильно устарел. Актеры, которые играли в нем, давно выросли из ролей. Скандербек Тулпаров принял решение пригласить для новой постановки «Ханумы» режиссера из Грузии.
– Вы сказали, что «Золотой петушок» был поставлен на средства гранта. А как еще государство поддерживает театр?
– У нас есть ежегодное госзадание. Мы обязаны в год выпустить 4 новые постановки. Выбор их предоставлен самому театру. На это выделяется полтора миллиона рублей. Плюс, мы не упускаем возможностей – участвуем в различных грантовых конкурсах. В этом году нас поддержали на постановку «Братьев Карамазовых». Подали документы на получение гранта федерального министерства культуры, ждём результатов. Используем все рычаги, где можно заработать как-то на улучшении материально-технической базы, оснащении спектакля, приглашении режиссеров.
– Увеличились ли доходы театра за последние годы? Конечно, не считая провала с пандемией.
– Увеличилась тенденция посещения театра. Соответственно, и доходы. 21 год меня вообще радует. Даже при ограничении в продаже билеты, есть положительная динамика. Немаловажную роль, конечно, сыграла пандемия. То, что мы практически каждый день показывали спектакли в режиме онлайн, проводили прямые эфиры – дало людям толчок. Артисты поддержали народ в пандемию, а зрителям стало интересно посмотреть на них на сцене. Очень приятно и отрадно, что в основном к нам пришла молодая публика. И это воспитанный зритель, правильно понимающий акценты, расставленные в спектакле режиссером.
– Кирилл Серебренников не приедет к нам?
– Я думаю, что в Москве и за границей у него достаточно работы. Хотя сам Кирилл Серебренников отозвался об этом фейке очень доброжелательно – написал, что очень был бы рад когда-нибудь поработать в нашем регионе. Думаю, все, может случится, если так захотят звезды.
– А вообще насколько часто театр работает с актерами и режиссерами не из Дагестана?
– Руководит творческим процессом в театре главный режиссер. Скандарбек Даниялович имеет практику менять режиссеров, нанимать их. Кроме него, в театре два штатных режиссера – москвичка Марина Карпачева и петербуржец Дмитрий Павлов. Марина Алексеевна уже долгие годы служит нашему театру и относительно недавно получила звание заслуженного деятеля искусств Дагестана. Очень громкие постановки у Дмитрия Юрьевича. Одна из них – «Ричард III».
– И в «Ричарде III» ведь играет приглашенный артист.
– Это вообще какой-то мистический спектакль в моем опыте. Николай Токарев – московский артист, который сегодня играет Ричарда, четвертый по счету. С самого начала было решено, что героя должен играть столичный актер. Было много переговоров, приезжали очень хорошие артисты из Москвы, Санкт-Петербурга. Но все не складывалось – по срокам, графикам, болезням и так далее. Когда оставалось уже совсем мало времени мои друзья в московской театральной среде нашли нам двухметрового Николая Токарева. По комплекции он – полная противоположность шекспировскому Ричарду. Но режиссер придумал решение и обыграл это. К счастью, спектакль состоялся и с большим успехом. «Ричард III» собирает аншлаги. Постановка ездила на гастроли, участвовала в фестивале Русских театров. Все, кто ее смотрят, говорят, что никак не чувствуется, что она поставлена в провинции. Театральные критики сказали, что спектакль должен быть в конкурсе «Золотой маски».
В принципе это нормальная практика, когда ты приглашаешь артиста на роль, если хочешь выстроить репертуар в правильном формате. А вообще, мы и труппу содержим из приезжих. У нас есть артисты из Екатеринбурга, Уфы, Казахстана, Москвы, Подмосковья. Есть артисты, которым мы снимаем квартиры, стараемся удержать их в труппе созданием комфортных условий.
– А что с местными кадрами? Как дела с актерами, которых Дагестан отправлял учиться в Щукинский институт? Оправдала ли себя эта практика?
– С переменным успехом идут дела. Кто-то сейчас занят в труппе, кто-то ушел по разным причинам.
– А разве можно было уйти из театра, если ты отучился не за свой счет?
– Мы можем «пришить» к учреждению будущего артиста. Но вы понимаете – это как женитьба не по любви. Артист может работать, но как отдаваться своей профессии? Он будет делать это либо профессионально, либо так, чтобы режиссеры и зрители сказали: «Ой, только не он». Есть вероятность, что человек пять лет потом будет получать зарплату, а затем уйдет.
Мы, конечно, можем составить договор, в котором будет прописана выплата всех понесенных театром расходов. Но, я считаю, что это меры не для творческого процесса, в котором должны быть взаимопонимание, взаимоуважение и любовь.
– Какие спектакли в этом году ещё пополнят репертуар театра?
– В апреле планируем показать спектакль Дмитрия Павлова – «Тартюф» Мольера и скоро еще будет постановка по «Братьям Карамазовым» Достоевского в режиссуре Тулпарова. Планируется постановка Марины Карпачевой – «Продавец дождя» Ричарда Нэша.
Постепенно возвращаемся к привычной жизни, несмотря на ограничения. Недавно представили первую премьеру этого сезона – «Игру в джин» Марины Карпачевой. Показали зрителям две премьеры, которые должны были состояться в прошлом сезоне, но, по известным причинам, не состоялись – «Арт» Дмитрия Павлова и «Золотой петушок» Скандербека Тулпарова.
Анжела Гасанова
Фото – пресс-служба Русского театра им. М. Горького
Читайте также Путерброт так просто не дается