Координационный центр профилактики экстремизма Пятигорского государственного университета (ПГУ) возглавляет наш земляк, уроженец Ботлихского района Ибрагим Ибрагимов, также занимающий должность директора департамента восточных языков и культур вуза. В беседе с «Молодежкой» он поделился своими рекомендациями в противостоянии радикализму.
Ибрагим Джавпарович, первый вопрос, наверное, прозвучит несколько неожиданно, но он важен в контексте предостережения молодых читателей.
Представьте, что к вам обратился родственник или знакомый, который вам доверяет. И делится бедой: в последнее время его сын плотно увлечен сайтами экстремистов, читает их, похоже, симпатизирует, сочувствует… Самого страшного еще не произошло, в ряды террористов юноша еще не вступил, но, возможно, дело идет к этому…
Как помочь этому отцу? И как предостеречь самого юношу? Как уберечь, удержать его от опасного интереса?
— Здесь очень важно, чтобы работа с юношей, попавшим под влияние деструктивных организаций, велась спокойно, без истерии, криков и угроз.
Важно постараться выяснить, на какой почве появились симпатии молодого человека к экстремистским материалам или организациям.
В большинстве случаев это может произойти либо на религиозной почве, либо на почве казавшейся ему социальной или иной несправедливости, либо для удовлетворения собственных определенных интересов или получения выгоды.
Религия против экстремизма
В этой связи важно, чтобы человек, который общается с подпавшим под деструктивное влияние юношей, делал упор сразу на три составляющие: религию, мораль и закон. Внушить молодому человеку, что религия категорически не допускает (запрещает) любого рода экстремистские и террористические проявления.
Важно, чтобы эти высказывания были подкреплены и определенными доказательствами из Корана или хадисов пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Исключить героизацию радикалов
При необходимости получения такой информации можно обратиться к религиозным деятелям, которые способны ее предоставить. В Дагестане это сделать особенно легко, так как там очень много высококвалифицированных деятелей и качественно работающее духовное управление мусульман.
Если для молодого человека религиозная составляющая не является ключевой, важно донести до него, что любого рода экстремистские действия не являются достойными для нормального человека. Нельзя допустить героизации этих действий, чтобы у него не было моральных оснований считать, что это «круто» быть экстремистом или террористом.
Показать юноше лицо терроризма
Надо привести примеры экстремистских и террористических деяний, где ни в чем не повинные люди, особенно дети и женщины, стали жертвами. При этом надо эту работу делать так, как будто адресатом этой информации не является сам юноша, а вы это рассказываете просто как некое сообщение, чтобы юноша получил информацию, но не думал, что это его сейчас пытаются напугать или переубедить.
Вместе с тем, когда речь идет о моральной составляющей, важно понимать, что профилактикой деструктивных проявлений может стать формирование ценностных ориентиров. Когда человек знает цену добра, он будет избегать зла.
Повлиять на смену интересов юноши
Да, надо попытаться увлечь молодого человека чем-то полезным и интересным ему делом.
У него не только станет меньше времени на деструктивные интересы, но и будет снижаться желание следовать подобным деяниям.
Знание УК и его санкций может быть дополнительным барьером
Третья составляющая — это правовые нормы. Да, иногда знание о строгом уголовном наказании за экстремизм или тем более терроризм также может отрезвить подпавшего под влияние молодого человека.
При этом надо не просто привести статьи Уголовного кодекса, а найти конкретные примеры, когда совершившие преступления получили заслуженное наказание и сломали жизнь не только им, но и их близким.
Также, конечно, крайне важно, выявить, с кем общается молодой человек и какое влияние на него оказывает это окружение. Внешнее воздействие зачастую является основной причиной экстремистских проявлений.
Быть в курсе, чем живет и дышит ваш сын
Другой набор рекомендаций от вас – обращение к их родителям. На что обращать внимание отцам и матерям, как правильно выстраивать воспитание (и контроль), чтобы вовремя заметить, а еще лучше не допустить до сына вербовщиков экстремизма. Чтобы он вырос, будучи далеким от этой пропаганды, а столкнувшись с ней, знал бы, как реагировать и не попасть на крючок.
— Эта работа должна вестись комплексно — родителями и образовательными организациями, чтобы дополнить пробелы друг друга.
Помимо формирования традиционных духовно-нравственных ценностей, которые могут стать основной преградой на пути деструктивных проявлений, важно поддержать интересы каждого ребенка, необходимо помочь ему найти позитивные увлечения с детства, ставить определенные достижимые цели, которые ребенку хочется достичь и которыми он будет гордиться.
Еще раз повторюсь: очень важно быть в курсе окружения ребенка. Не то чтобы его нужно оградить от всякого сомнительного внешнего общения (это может привести к противоположным результатам), а лишь для того, чтобы понимать, какие риски могут быть. Надо выстроить с ребенком доверительные отношения, чтобы он не только не боялся что-то родителям рассказать, наоборот, чтобы он хотел это сделать.
Что касается второй части этой работы, образовательных организаций, там просто необходимо выстроить полноценную систему формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей, начиная с детского сада и до завершения университета.
Пятигорск. Работа на опережение
Кстати, пара слов о ситуации в Пятигорске, где вы живете и работаете. Там, насколько я понимаю, преобладает славянская молодежь, но есть и немало молодых кавказцев. И что собой представляет экстремизм там?
— Пятигорск, с учетом его многоконфессионального и многонационального характера, имеет большой опыт налаживания хороших отношений между представителями разных конфессий и национальностей. Нельзя сказать, что в Пятигорске есть какие-то особые проявления экстремизма. Попытки есть всегда и везде использовать религиозный и национальный фактор для внесения раскола.
Но, как мне видится, особого уклона в ту или иную сторону в Пятигорске не замечаю. Может, потому что администрация города и национально-культурные, а также религиозные организации города активно взаимодействуют и потенциальные конфликты хорошо предупреждаются.
«Мурад ушел в лес…» А сейчас?
Возвращаясь к Дагестану: с вашей точки зрения, в нынешней ситуации (когда уже нет разветвленной сети «лесного» подполья) основная угроза для молодежи исходит откуда? Раньше о молодом человеке, которого завербовали радикалы, родственники грустно сообщали: «Мурад ушел в лес…» А куда уходят, уводят в 2023 году?
— Слава Всевышнему, что «лесных» во многом зачистили. Но, к сожалению, они не только не исчезли, но и приобрели более опасную форму, они уходят в социальные сети. Чаще всего, находясь за рубежом, они активно ведут антигосударственную деятельность, призывая население к протестам и прочим деструктивным действиям внутри страны. При этом зачастую получая деньги от наших врагов.
Они стали предателями не только своей страны, но и своего народа, религии и семьи. В этой связи призываю нашу молодежь анализировать такую информацию… Как можно верить людям, которые продались врагам и, находясь далеко от своей страны, призывают к каким-то действиям других. Тем более, когда осознанно искажают многие религиозные нормы или религиозную ситуацию внутри страны.
В зоне риска – искатели авторитетов и легко внушаемые юноши
И кто входит в зону риска теперь? На кого скорее обратят внимание вербовщики в молодежной среде?
— Зона риска очень широкая. От школьников до молодежи уже в зрелом возрасте. Вербовщики чаще всего обращают внимание на попавших в трудную ситуацию молодых людей, которым якобы пытаются помочь. Становятся жертвами вербовщиков молодые люди, ищущие смысл жизни, авторитета или кого-то для подражания, чувствующие себя непонятыми или непризнанными, легко внушаемые подростки.
Исключить фальшь в диалоге с молодежью
На одной из встреч с дагестанскими студентами вы сказали, что «открытый диалог позволяет обсудить волнующие молодежь вопросы и проблемы»…
— Очень важно, чтобы дети во время открытых диалогов не слышали от экспертов никакой фальши, нужно быть честными с ними. Если есть проблема, надо это признать и даже спросить у них, как бы они решили эту проблему.
Вместе с тем самому эксперту нельзя выходить в аудиторию неподготовленным. Необходимо тему открытого диалога постараться изучить хорошо и предугадать потенциально сложные вопросы и спланировать на них ответы.
Но главное, не надо думать, что молодежь не раскусит быстро их некомпетентность или предвзятость в том или ином вопросе. Открытый диалог должен быть честным.
Слабость эксперта, который уходит от вопроса…
А что вам самому запомнилось в ходе таких встреч и бесед? Может, какая-то острая полемика? Неприятный вопрос, прозвучавший из зала? Или, наоборот, яркий полезный ответ кого-то из экспертов…
— Во время открытых диалогов всегда много острых вопросов. Отрадно, что наша молодежь задает их. Запоминается во время всех таких вопросов умение или неумение экспертов убедительно довести до участников диалога аргументированную точку зрения.
Мне больше всего не нравится, когда эксперт, чтобы не выглядеть неудобно, просто уходит от ответа, рассуждая обо всем и ни о чем. Такие ответы сеют еще больше сомнений.
Один из приемов пропаганды экстремизма – разжигание межнациональной розни
На основе ваших наблюдений, выводов какой дадите практический совет нашей молодежи и их родителям? Чего особенно опасаться (из угроз, связанных с радикализмом) им сейчас – как в реальной жизни, так и в Сети?
— Очень важно, чтобы родители и дети доверяли друг другу. Родителям надо понимать, что нельзя пытаться навязывать только свои представления о том, что нужно этим детям в жизни. Надо научиться слушать и то, чего хотят дети. Нужно искать компромиссы.
На ваш взгляд, верно ли, что пропагандисты экстремизма в последнее время больший упор делают на попытки развязать межнациональную рознь между представителями разных этносов Российской Федерации?
— Попытки разжечь межнациональную рознь были практические все время. В настоящее время эти попытки усилились не только со стороны экстремистов, но и со стороны недружественных для нашей страны западных государств. В этой связи нам как никогда надо быть едиными и не допустить раскола внутри страны по межнациональному или межконфессиональному расколу.
Хотелось бы обратить внимание на то, что Россия стала местом, где верующим, в том числе и мусульманам, созданы уникальные условия для соблюдения норм своей религии. Созданы все условия для недопущения межнациональных конфликтов. Это, безусловно, надо ценить и поддерживать свое государство в условиях современных вызовов.
О себе
Я родился в селении Анди Ботлихского района. Окончил там школу и поступил в ДГПУ, который окончил экстерном. После окончания вуза меня пригласили работать в Пятигорский государственный лингвистический университет (ныне Пятигорский государственный университет), где было принято решение открыть восточное направление, а своих специалистов тогда в Пятигорске еще не было. И вот с тех пор (с 2000 года) работаю в Пятигорском государственном университете.