В Дербенте состоялся семинар-совещание по тематике профилактики экстремизма и предупреждения межнациональных и межрелигиозных конфликтов. О пего итогах, в целом о работе на этом направлении «Молодежка» побеседовала с начальником отдела информационного обеспечения миннаца Дагестана Мурадом Магомедовым.
— Мурад Магомедович, на прошлой неделе мы с вами были на мероприятии в Хунзахе, — насколько я понимаю, семинар в Дербенте — часть общей работы по республике?
— Эти семинары аналогичны. В основном это доведение практических рекомендаций до ответственных муниципальных работников по данной тематике, обозначение сильных и слабых точек в работе муниципалитетов.
Формат диалога всегда присутствует на наших мероприятиях. Нам интересна позиция муниципалитетов по обсуждаемым вопросам, также мы всегда открыты для совместных проектов.
Такие же семинары прошли в центральной и в северной части республики.
— Интересно, есть ли региональная специфика? Допустим, в крупном городе одни проблемы, а в отдаленном высокогорном селе — немного другие..?
— Конечно, нами учитывается региональная специфика, так как обсуждаемые на семинаре вопросы в большей или меньшей степени касаются всех городов и районов республики.
Мы прекрасно понимаем, что некоторые вопросы менее или совсем не актуальны для села, но вопросы, связанные с информационно-идеологическим давлением на республику, тематика профилактики экстремизма и идеологии терроризма актуальна везде. Так как интернетом и телефонами пользуются везде.
Осторожно: провокация!
Из оценок начальника отдела миннаца на предыдущем семинаре в Хунзахе: там Мурад Магомедов говорил о настойчивых попытках деструктивных сил спровоцировать межнациональные конфликты в России.
Он раскрыл одну из несложных технологий на этом поле. К примеру, на националистических площадках появляется конкурс «Избей мигранта (или кавказца)» с обещанием приза. К сожалению, встречаются желающие посоревноваться в борьбе за эти печальные призы, которые совершают преступления и сами снимают их на видео.
Чуть позже видеоконтент этого горе-конкурса публикуется в интернете с прицелом уже на кавказскую аудиторию, с целью взбудоражить ее по схеме «Наших бьют!» и спровоцировать на агрессию.
Спикер призвал чиновников, педагогов, родителей говорить с молодежью на эти темы, предупреждать о таких деструктивных технологиях и помогать юным дагестанцам развивать иммунитет против втягивания в подобные провокации.
— А что в целом делает миннац на этом направлении?
— Проводит насыщенную работу. Наше министерство осуществляет свою деятельность в рамках государственных программ «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Республике Дагестан», «Реализация национальной политики в Республике Дагестан» с комплексом процессных мероприятий «Профилактика и противодействие проявлениям экстремизма в Республике Дагестан» и Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 – 2028 годы.
— Давайте переведем рассказ об этой работе с языка документов на более понятный читателю.
— В основном это профилактические мероприятия и мероприятия, несущие позитивную повестку в общество. Их можно разбить на следующие направления.
Разработка и внедрение образовательных программ, направленных на повышение осведомленности граждан о вреде экстремистских идеологий. Такие программы часто включают лекции, семинары и тренинги для молодежи.
Активно взаимодействие с различными НКО и общественными движениями, которые занимаются вопросами межнационального и межконфессионального согласия. Они помогают организовывать мероприятия, направленные на профилактику экстремизма.
Мониторинг ситуации, в том числе и проводя исследования и анализируя данные о конфликтных ситуациях. Это позволяет более эффективно разрабатывать меры по предупреждению подобных явлений.
Реализуются программы, направленные на социальную адаптацию различных групп населения, включая мигрантов и молодежь из группы риска.
Кроме того, инициирование информационных кампаний, направленных на информирование граждан о последствиях экстремистской деятельности и о правовых рамках, касающихся ненависти и насилия.
— Возможно, кто-то скажет: острота проблемы экстремизма осталась в далеком прошлом, в последние годы в Дагестане нет былой активности радикалов нет, за исключением единичных случаев…
— Не стоит забывать, что проблема экстремизма не исчезает полностью. Экстремизм — это сложное и многогранное явление, которое может проявляться в различных формах. Терроризм и экстремизм это раковая опухоль современного общества, при том что он давно стал элементом гибридной воины.
Если в спокойном обществе радикалы и маргиналы не переходят словесного порога, то в современных реалиях в период проведения проведения специальной военной операции для враждебных государству сил наличие радикалов в обществе становится питательной средой для их манипуляций.
Исходя из этого при кажущейся спокойной обстановке, работа по профилактике экстремизма должна продолжаться. Развитие общественного сознания и создание стабильной социальной среды — ключевые факторы в борьбе с этой проблемой.
— Зайдя в Интернет, наткнувшись на ресурсы экстремистов, молодой человек может заинтересоваться ими, стать подписчиком. Как быть родителям, как уберечь детей от такого интереса? И как быть, если интерес (пока на уровне чтения) уже проявился…
— В первую очередь я всегда призываю к диалогу, нужно говорить с детьми. Если в ходе беседы родитель понимает, что он не может ответить на его вопросы, то ему следует обратиться к специалистам в данной сфере.
Необходимо развивать в детях критическое мышление, что бы они перепроверяли получаемую информацию. Если это религиозный вопрос, то необходимо знать, у кого он берет знания, с кем общается.
Есть простой пример, который я люблю приводить: если на конус посмотреть снизу, то мы можем утверждать, что видим круг, а если на него посмотреть сбоку, то мы можем утверждать, что видим треугольник. Неполное, неточное представление о вещах ведет к ошибочным выводам и поступкам.
Любая молодежь может попасть под влияние деструктивных идеологий и манипуляций. Это явление действительно тревожное, так как молодое поколение часто находится в поиске идентичности и жизненных ориентиров, опираясь на свое идеализированное восприятие мира. В данном контексте важно понимать, что теории, предлагаемые зарубежными информационными ресурсами, способны создавать привлекательный, но на самом деле иллюзорный образ жизни.
А охотятся они за активной молодежью, потому что если анализировать оранжевые революции, то мы увидим, что для смуты в обществе достаточно одного процента активного населения, при условии, что 99% остального населения проявят безразличие к происходящему.
— Ваши рекомендации в этой связи.
— Молодежь, испытывающая неопределенность или недовольство своей реальностью, может стать жертвой манипуляций деструктивных сил. Их иллюзии могут привести к потере связи с родной культурой, традициями и историей, что особенно опасно, учитывая важность этих компонентов для формирования личной идентичности.
Родители и общество в целом должны играть активную роль в предотвращении подобного отчуждения. Образование, открытый диалог и создание условий для самовыражения молодежи помогут им видеть ценности своей культуры и традиций, а также понимать, насколько важно сохранять свою идентичность в условиях глобализации.
Важно поддерживать молодых людей в их стремлениях, давать им возможность развиваться, не отрываясь от своих корней.
О себе
Родился и вырос в Махачкале. Окончил Дагестанский государственный технический университет. В 19 лет пришел работать техническим специалистом в министерство по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан, возглавляемое в то время Магомедсалихом Гусаевым.
Под началом Загира Арухова из технического специалиста стал специалистом по работе с информацией. Мониторил и анализировал сепаратистские сайты. Общественной деятельностью не занимался, но по работе был тесно связан с общественными организациями и их руководителями.
В настоящее время являюсь начальником отдела информационного обеспечения министерства по национальной политике и делам религий Республики Дагестан.