…В зале опять раздались аплодисменты, и Алексей Токарев снова был вынужден взять короткую паузу. Причем он не пел песен и не рассказывал анекдотов – в Доме дружбы в столице Дагестане продолжался антитеррористический форум, на котором обсуждались самые серьезные вопросы. Но многие тезисы московского гостя вызвали такой отклик у аудитории.
После форума доктор наук, социолог, профессор социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Алексей Токарев ответил на вопросы нашего издания.
— Алексей Александрович, в вашем выступлении на пленарном заседании прямо говорилось о том, что Дагестан как сложный и многонациональный регион — это особо лакомый объект интереса для деструктивных сил, с их стремлением втянуть молодых дагестанцев в разрушительную деятельность.
Давайте расскажем нашим читателям, как они (провокаторы) это делают, подскажем, чего остерегаться нашим юным землякам…
— Знаете, есть проблемы в общественно-политическом спектре, которым публичное обсуждение противопоказано. По сути подобным обсуждением вне тиши кабинетов лиц, принимающих решения, и тех, кто их готовит, мы льем воду на мельницу противника.
Противник, как я и говорил и предостерегал слушавших меня коллег и молодых людей, — умный, сильный, прекрасно понимающий наши слабости, прекрасно проведший свой анализ, оценивший наши риски и возможности. И, прекрасно понимая также, что России невозможно нанести стратегическое поражение на поле боя, преследует задачу (во всех видах войны — в прокси-войне, в когнитивной, в информационной, в «горячей» войне на земле) сохранения контролируемой напряженности.
Если можно в какой-то раскол — социально-экономический, межэтнический — забить побольше клиньев, это обязательно будет сделано.
Что касается рекомендаций молодым людям, на что им следует обращать внимание, то здесь я тоже не хочу попадаться в традиционную ловушку, которая предполагает фразу «не думай о розовом слоне» — и, конечно, человек сразу начинает о нем думать. Чтобы не получилось, как у Шварца («Три дня я бежала за вами, чтобы рассказать о своем безразличии»), я бы конкретно на этот вопрос не отвечал.
Замечу лишь, что сам формат разговора с молодыми через газету, при всем уважении к вашей работе… знаете, у молодых поколения «зумеров» и «альфа» есть слово «вайб» (можно расшифровать как «атмосфера приятствования»). Так вот, общение через газету сразу предполагает шуршание бумажного выпуска и шелест листов, вспоминается запах типографской краски, но сам формат общения с молодежью через газету попросту неэффективен. Поэтому я бы не обращался к молодым через ваше издание.

Фото: из личного архива Алексея Токарева.
— Какими рекомендациями вы бы поделились с родителями, педагогами и напрямую с нашими молодыми читателями — по формированию у них навыков критического мышления:
когда наткнувшись на провокационный контент в Сети, юноша не вскакивал бы эмоционально с места, готовый к разрушительным действиям, а умел бы задаваться вопросами: «Стоп! А это вообще правда? Кто это утверждает? Откуда он это взял? Подтверждается ли это сообщение в авторитетных источниках? Произошло ли всё это на самом деле? Куда и для чего меня пытаются втянуть?»
— И юноша, и девушка, наткнувшись на провокационный контент в Сети (их большинство), будет действовать по законам массовой психологии, описанной ее классиками. Любой вирусный контент всегда заразителен, и информационный вирус распространяется примерно так же, как и биологический вирус. Мы же не можем рассчитывать, чтобы люди не заражали друг друга биологическими вирусами, которые распространяются воздушно-капельным путем… И здесь точно не нужно рассчитывать на примат рационального над эмоциональным.
Можно посоветовать родителям и педагогам занимать молодых людей. Это можно сравнить с дедовщиной в армии. Дедовщина возникает, когда в вооруженных силах военнослужащие старшего призыва могут быть незаняты. И тогда у них появляется неуемное желание отыграться или перепоручить свою работу, например наряды, тем, кто на год младше. Если же солдат в армии занят, то феномен дедовщины стремится к нулю.
Если молодой человек занят, если он правильно воспитан, приучен уважать стариков (и вообще старших, как учат кавказские традиции), посещать их, общаться с ними, если у него есть общественно-полезная нагрузка, если он занимается спортом или любит просмотр спортивных зрелищ (футбол — это некая сублимация войны, и пусть на Кавказе будут самые жесткие баталии на футбольном поле, но при этом регион остается территорией мира)… я бы вообще посоветовал родителям и руководителям молодежной политики, которые прочитают это интервью, работать над тем, чтобы дети, юноши, девушки были заняты полезными делами. Когда у них не остается времени на мысли о шатании, о разброде, о том, куда себя деть и чем занять.
Государство сегодня создает огромное количество возможностей для того, чтобы молодой человек был занят. Чем больше он занят, тем меньше он думает о деструктивном поведении. Вот именно так нужно бороться с деструкцией, а не какими-то советами о формировании критического мышления. Если мы хотим, чтобы юноши и девушки мыслили критически, совсем недостаточно им сказать: «Ребята, а теперь давайте мыслить критически!» Все же биологию и массовую психологию с ее железными законами никто не отменял.
Наша справка
Алексей Токарев — социолог, профессор НИУ ВШЭ, доктор наук (диссертация по математическому моделированию постсоветских сецессий).
Научные интересы: социология войны и компьютерные методы в социальных исследованиях. На Кавказе в среднем каждые две недели проводит полевые исследования (включая Махачкалу и Дербент), читает публичные и закрытые лекции, делает брифинги.
Жил в семьях кистинцев, чеченцев, ингушей, черкесов. В экспедициях и горных восхождениях объездил все регионы Северного Кавказа и все страны Южного. Ежегодно руководит некоммерческими восхождениями на Эльбрус (без канаток и ратраков). В рамках 10 экспедиции занёс Знамя Победы на обе вершины Эльбруса — в честь 80-летия окончания Великой Отечественной войны.





