Бизнес-омбудсмен объясняет суть новых ограничений из-за ковида
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан Мурад Далгатов дал разъяснения по антиковидным ограничениям, вступившим в силу с 28 октября.
– С 28 октября в Дагестане введен запрет на посещение кафе, ресторанов, гостиниц, спортивных залов, салонов красоты и торговых центров без предъявления QR-кодов о вакцинации, результата ПЦР-теста, действующего 72 часа, или справки о перенесенном COVID-19 в последние шесть месяцев. Как бизнес-сообщество республики восприняло эти ограничения?
– Если сказать, что обрадовалось, это будет обманом. Это ограничения, и никто этому не рад. Мы знаем, что главой государства ранее было принято решение о введении в стране нерабочей недели с 30 октября по 7 ноября, при этом главам субъектов предоставлено право вводить эту неделю раньше или продлевать в зависимости от эпидемиологической обстановки, которая различается в каждом регионе.
Но бизнес понимает, что это вынужденная мера — чтобы замедлить распространение вируса. Есть, конечно, несогласные, но, вы знаете, у нас есть и те, кто вообще отрицает необходимость вакцинации. Несмотря на это, есть адекватные предприниматели, которые и сами вакцинировались, и вакцинировали свои коллективы. Они уже могут говорить о том, что создали зоны, свободные от ковида, то есть у нас есть предприятия общепита, где все сотрудники вакцинированы.
Конечно, введенные ограничения плохо скажутся на бизнесе. Об этом свидетельствует и практика других субъектов, где эти ограничения были приняты ранее. Там отмечался резкий спад заполняемости помещений, если мы говорим про общепит.
Помимо заведений общепита у нас в республике (частично с 28-го, полностью – с 30 октября) посещение по QR-кодам вводится во всей сфере оказания услуг, а также в сфере торговли непродовольственными товарами, если она осуществляется в помещении площадью больше 400 квадратных метров.
– Очевидно, что от принятых мер пострадает вся сфера услуг, но есть ли какой-то прогноз, что какой-то сегмент пострадает больше остальных?
– Нам кажется, что больше пострадает общепит и торговля непродовольственными товарами в помещениях площадью более 400 квадратных метров, потому что, к сожалению, на сегодняшний день темпы вакцинации у нас в республике одни из худших в России, несмотря на проводимую разъяснительную работу. Из-за небольшого процента вакцинированного населения количество людей, которые смогут посещать торговые центры, крупные магазины, кафе и рестораны, существенно сократится. Надеемся, что это станет стимулом к вакцинации, и люди, которые до сих пор откладывали, вакцинируются.
– По поводу веранд. Когда в Москве вводили QR-коды для посещения заведений общепита, посетителям без них разрешалось сидеть на верандах. Есть ли у нас такое?
– Вопрос веранд у нас вообще не обсуждался. В связи с погодными условиями они практически все у нас уже закрыты. У нас была очень холодная погода в октябре, дожди, мы все уже ходим в верхней одежде, поэтому веранды у нас уже были и так закрыты.
– Касаемо сроков. Некоторые кафе и рестораны на своих страницах в социальных сетях в объявлениях указывали, что посещение по QR-кодам вводится на срок с 28 октября по 7 ноября.
– Это неверно. До 8 ноября продлится нерабочая неделя, объявленная президентом России. QR-коды в Дагестане введены и будут действовать до улучшения эпидемиологической обстановки, это решение республиканского оперштаба. Решение об отмене введенных ограничений будет принимать также оперштаб.
Все актуальные вопросы по моей инициативе обсуждались 27 октября на совещании у врио вице-премьера правительства Дагестана Мурада Казиева. На совещании присутствовали представители МВД, Роспотребнадзора, ассоциации рестораторов. Мы специально обзванивали владельцев заведений, узнавали, какая у них ситуация, что их больше всего беспокоит. У многих обеспокоенность вызывает именно вопрос применения QR-кодов: как их проверять, кто может это делать, у кого и какая зона ответственности. На все эти вопросы они получили полные ответы. На своих страницах в соцсетях мы все это разместили, направили обращение во все общественные организации, объединения, а также нашим общественным помощникам, чтобы они проводили разъяснительную работу. Все возможное нами делается.
– По итогам первого дня действия QR-кодов есть разные свидетельства. Где-то система работает и без них не пускают, где-то никто их даже не запрашивает.
– Я призываю всех предпринимателей, работающих в сфере услуг: там, где решением оперштаба введена необходимость предъявления QR-кодов (или ПЦР-тестов и справок о перенесенном заболевании в последние шесть месяцев) посетителями и обязанность предпринимателей эти QR-коды проверять, запускать только таких посетителей ввиду того, что штрафы там немаленькие, вплоть до приостановления деятельности этих заведений. Мы понимаем, что у них есть налоговые обязательства, обязательства по выплате заработной платы сотрудникам, коммунальные платежи и т. д., но тем не менее правила нужно соблюдать, потому что иначе потом будет сложнее.
– О каких размерах штрафа примерно идет речь?
– В зависимости от того, на кого налагается штраф – на сотрудника, ИП или юрлицо, размер штрафа варьируется от 5 тысяч до 1 млн рублей при повторном нарушении, если речь идет о юрлице.
– Предусмотрены ли какие-то меры поддержки бизнеса в этот период?
– Что касается мер поддержки, принятых федеральным правительством, то это, первое, субсидия на одного сотрудника в размере одного МРОТ и, второе, возобновление кредитной линии «ФОТ 3.0», предусматривающей получение кредита в размере 12 МРОТ на каждого официально зарегистрированного сотрудника.
У нас в республике продолжают действовать меры поддержки, которые были приняты на 2020–2021 гг. Это снижение налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения по патенту, налогу на имущество юрлиц, по единому сельхозналогу. Все эти ставки действуют в этом году. Совместно с бизнес-сообществом мы обратились к главе республики с просьбой о продлении этих мер поддержки на 2022 год. Главой республики наше предложение было одобрено.
Бэла Боярова
Читайте также Меликов отчитал депутатов парламента за несоблюдение масочного режима