Как в Дагестане выживает сфера услуг после введения QR-кодов
С 28 октября в Дагестане вступили в силу антиковидные ограничения, запрещающие посещение кафе, ресторанов, торговых центров, спортивных залов и салонов красоты без QR-кодов. Теперь жители и гости республики, не прошедшие вакцинацию от коронавируса, не имеющие свежий ПЦР-тест или справку о болезни, перенесенной в течение последних шести месяцев, посещать эти заведения не могут.
«Молодежка» узнала, как чувствует себя бизнес, попавший под антиковидные «санкции».
Все дело в публике
«Люди к нам приходят, как и прежде, но не у всех бывают сертификаты. Что касается заполняемости, то посетителей нормальное количество – как было, так и есть, просто сейчас они заходят с QR-кодами. Посещаемость заметно не сократилась. Разве что совсем немного, – рассказала «Молодежке» представительница известной сети ресторанов в Махачкале. – У нас просто много постоянных гостей, да и публика такая, что уже наверняка давно вакцинировалась».
С чрезмерно эмоциональными посетителями и дебоширами, требующими обслужить их без QR-кодов, за эту неделю в сети ресторанов также не сталкивались.
«Они все прекрасно понимают и относятся к этому спокойно», – добавила сотрудница заведения.
Что касается службы доставки этой сети, то антиковидные меры, принятые оперштабом, не сильно сказались на числе заказов, говорит она.
«У нас единственная в городе доставка, которая работает круглосуточно. Не скажу, что число заказов после ввода ограничений резко возросло. А большое количество заявок, поступающих к нам именно ночью, мы связываем скорее с тем, что в ночное время доставка работает только у нас», – сказала собеседница «Молодежки».
Посещаемость упала на 80%
Если у больших заведений общепита с именем, хорошим сервисом, удобной локацией и – чего греха таить –более продвинутой во взглядах на вакцинацию клиентурой ситуация не совсем фатальная, а иногда сравнительно даже неплохая, то маленькие кафе-ноунеймы, принявшие волевое решение отказаться от соблазна обслуживать посетителей без сертификатов, оказались на грани.
«С введением QR-кодов посетителей у нас стало намного меньше. Посещаемость упала на 80%, соответственно, и выручка. В среднем за день мы обслуживали от 50 до 80 человек. Сейчас – не больше пяти. Если раньше мы могли за день заработать до 20 тысяч рублей, то после введения ограничительных мер получаем в кассу всего 3-4 тысячи. Зарплату не сократили. Сократили количество сотрудников. Раньше работало три человека, сейчас – один.
При этом много посетителей, недовольных новыми правилами. Просят впустить их без QR-кода, возмущаются, говорят, что мы нарушаем конституционные права граждан», – рассказала сотрудница одного из небольших семейных кафе в Махачкале.
«У посетителей это вызывает негодование»
Впрочем, судя по свидетельствам «с полей», дела обстоят не лучшим образом даже у кафе, находящихся в самой популярной туристической локации Махачкалы – на улице Буйнакского. Управляющая одним из заведений рассказала «Молодежке», что с введением QR-кодов количество посетителей в кафе сократилось втрое.
«Из-за сократившегося числа гостей выручка, естественно, снизилась. Все сотрудники ходят в страхе, что в связи со снижением посещаемости будут увольнения. Возможно, какие-то заведения с большой посадкой этих потрясений особо не заметили, но мы были вынуждены сократить немного штат на эти дни, потому что нет смысла держать сотрудников, когда мы работаем не в полную силу», – поделилась она и обозначила еще одну немаловажную проблему – реакцию посетителей заведения на просьбу показать необходимые документы.
«Даже те гости, у которых есть QR-коды, крайне негативно реагируют, когда мы просим их показать результат ПЦР-теста или паспорт, чтобы сверить код с удостоверением личности. Практически 70% клиентов, имеющих при себе тот или иной документ, позволяющий посещать наше заведение, говорят, что это их анализы, их персональные данные, и мы не имеем права просить их показать. Нас обязали это делать, но у посетителей это вызывает негодование, которое вынуждены выслушивать наши сотрудники», – рассказала управляющая заведением.
Ограничительные меры, действующие с 28 октября, были приняты без указания конкретных сроков, с формулировкой «до улучшения эпидемиологической ситуации». «Это очень грустно», – считает собеседница «Молодежки». Отвечая на наш вопрос, какой срок действия ограничений малый бизнес еще в состоянии будет пережить, она озвучила мнение, что через месяц проблемы уже могут начаться у всех.
«Заведения условно с сотней посадочных мест гораздо быстрее могут проанализировать, насколько «бьют» эти ограничительные меры, чем, допустим, заведение в тысячу посадочных мест. В любом случае, если это продлится дольше месяца, то даже у больших заведений начнутся значительные проблемы: и с сотрудниками, и с выручкой, и с эмоциями гостей», – считает она.
«В индустрии возникли большие проблемы»
Введение ограничительных мер сказалось не только на сфере торговли, общепите и других досуговых заведениях, но также на индустрии туризма. Запросов на бронь туров по Дагестану от туристов стало меньше. Это связано не только с окончанием туристического сезона, но также с ухудшением эпидемиологической ситуации и предпринимаемыми властями антиковидными мерами, считает руководитель турфирмы Шамиль Шангереев.
«Сейчас у нас межсезонье. Весенне-летне-осенний сезон завершился, а зимний еще не начался, поэтому туристов стало меньше. Однако усложняет их приезд к нам и необходимость делать прививки, иметь справки и т.д.», – рассказал собеседник «Молодежки».
При этом он отметил, что введение QR-кодов на посещение общественных мест, включая кафе и рестораны, безусловно, негативно скажется на туриндустрии в республике.
«Это очень сильно повлияет, потому что процент привитых от коронавируса в Дагестане все еще очень низкий. К примеру, на 4 ноября у нас была набрана группа для поездки в Домбай, 18-19 человек, но так как там тоже требуют наличие сертификата о вакцинации, уже полгруппы отказалось ехать. Хотя прямых указаний о запрете поездок нет, в индустрии возникли большие проблемы. Из-за того, что люди не привиты, количество турпоездок, естественно, сократится», – считает руководитель туркомпании.
На свой страх и риск
Ни для кого не секрет, что историю с запретом на посещение общественных заведений без QR-кодов в республике можно обозначить простым, но понятным всем дагестанцам выражением «раз на раз не приходится». Где-то просят предъявить QR-код, где-то – нет. Кто-то делает это через раз, выборочно или, к примеру, задав вопрос о наличии QR-кода, не просит его показать,верит на слово. Ну, или хочет верить.
Боясь остаться без работы, работники индустрии красоты, получающие не фиксированную заработную плату, а процент от каждого принятого клиента, выбирают риск.
«Сейчас мы преимущественно работаем по записи, принимаем только своих постоянных клиентов. Если кто-то заходит с улицы, без предварительной записи, тоже принимаем пока, но с осторожностью, – говорит косметолог одного из махачкалинских салонов красоты. – Среди наших клиентов, безусловно, немало тех, у кого есть сертификаты о вакцинации. Это в основном люди, у которых, как у нас принято говорить, госработа, но непривитых больше, поэтому, если мы будем принимать только тех, у кого есть QR-код, заработок наш существенно сократится.Принимаем клиентов на свой страх и риск, проверок пока не было».
Бэла Боярова
Читайте также Меры поддержки в условиях пандемии: сроки, субсидии, налоговые ставки