Бизнес-омбудсмен Дагестана – о мерах поддержки предпринимателей
Должны ли власти регулировать растущие цены на рынке, чем правительство готово помочь бизнесу и что ожидает сферу услуг в ближайшие месяцы? Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан Мурад Далгатов ответил на эти вопросы в интервью «Молодежке».
О госрегулировании цен и давлении на бизнес
– Со стороны республиканских властей сегодня слышна критика в адрес предпринимателей в связи с завышением цен, такое поведение даже было признано недопустимым. Звучат в том числе предложения начать регулировать цены. Но, как говорят эксперты, подобное вмешательство в рынок ни к чему хорошему не приведет.
Вы сейчас находитесь в непростой ситуации: с одной стороны, вы государственный чиновник, с другой – должны защищать права бизнеса. Вы заступались за предпринимателей перед оперштабом, объясняя, что рост цен – это не всегда спекуляция, но при этом обращаетесь к бизнесу с просьбой не завышать цены. Какая у вас личная позиция по данному вопросу на сегодняшний день?
– Во-первых, я скажу так: у нас в целом по стране дефицита продовольствия нет. Это ажиотаж, созданный всевозможными средствами массовой информации, группами в соцсетях, где распространялась информация, что у нас все заканчивается. Люди создали ажиотаж вокруг определенной группы товаров – поднялась цена на сахар и т. д.
Я разговаривал с предпринимателями, которые занимаются крупными поставками продовольственной группы товаров первой необходимости. Они являются дистрибьюторами заводов-производителей, и цена у них фиксированная. Грубо говоря, если производитель с завода отпускает за рубль, крупные оптовики имеют право сделать наценку, допустим, 5%. Но когда запас сахара, рассчитанный на месяц, улетел за день (а улетать он начал во всех субъектах), то, естественно, поставщики начали поднимать цены.
Плюс, конечно же, наши предприниматели, видя ажиотажный спрос на те или иные товары, начали придерживать его для того, чтобы продать уже по более выгодной цене. Это тоже, к большому сожалению, присутствует. Но сейчас ситуация начала стабилизироваться.
У предпринимателя есть определенные денежные средства, на которые он приобретает единицу товара и продает затем с небольшой маржей, а потом снова покупает. Конечно, сегодня, продав товар по старой цене, он не может купить столько же товара, так как тот поднялся в цене у поставщиков. Бизнес не может существовать себе в убыток, поэтому – это мое личное мнение – государству невозможно сейчас залезть в рыночные процессы и регулировать цены. Просто нужно насытить рынок. Задача государства состоит в создании благоприятных условий для предпринимателей, чтобы они могли заниматься производством необходимых товаров, – и все встанет на свои места.
– То есть давить на бизнес, вы считаете, сейчас не стоит?
– Я обращался к бизнесу и встреч много проводил: сегодня (23 марта. – МД) была встреча в Избербаше, на следующей неделе три встречи в муниципалитетах планируем провести, постоянно на связи со многими предпринимателями, они часто звонят, консультируются.
Что касается продуктов питания, которые производятся у нас в республике, мы выращиваем рис в достаточном количестве для себя, экспортируем его даже в другие страны, не только в субъекты РФ. Мы в достаточном количестве производим капусту, и предприниматели сами регулируют на нее цену.
У меня был предприниматель, который организует ярмарки. Он говорит, что огромное количество предпринимателей, реализующих сельхозпродукцию, готовы ее продавать на ярмарках гораздо дешевле. На рынках происходит завышение цены за счет наценки перекупщиков, поэтому глава республики дал поручение всем муниципалитетам организовывать ярмарки, и первые ярмарки уже прошли.
– И все же есть ли какие-то механизмы, чтобы защитить предпринимателей в случае необоснованного давления, если оно вдруг будет?
– Я вас уверяю, что не будет никакого необоснованного давления на бизнес. Сегодня глава государства ставит задачу: необходимо создать все условия для развития бизнеса в нашей стране.
Максимальная экономическая свобода и широкий антикризисный пакет
– Одной из озвученных антикризисных мер был мораторий на проверки. Речь идет о моратории на все проверки без исключения либо только об их части?
– Мораторий введен на все проверки, кроме случаев, связанных с угрозой жизни и здоровью граждан. К примеру, если поступит сигнал, что в каком-то из общепитов отравились люди, то, конечно, там будет проведена проверка.
– Насколько нам известно, по некоторым свидетельствам, рутинные проверки в виде прихода налоговой и т. д. в настоящее время в тех же общепитах продолжаются.
– У вас недостоверная информация. Вас вводят в заблуждение. У налоговой службы по всей республике на весь текущий год запланировано всего 60 проверок.
– То есть ни налоговые, ни трудовые и прочие инспекции сейчас ходить не должны?
– Нет. Пятого марта глава государства сказал, что в тех условиях, в которых мы сейчас находимся, выходом может быть только одно – максимальная экономическая свобода для людей, которые занимаются бизнесом. Это было сказано четко и ясно, и правительством России приняты необходимые решения.
– Есть мнение, что пакет поддержки, предлагаемый сегодня государством малому и среднему бизнесу, примерно такой же, что был предложен в период пандемии. Есть ли какие-то принципиально новые антикризисные решения?
– Пакет мер огромный, они ежедневно обсуждаются и принимаются. Мы направили свои предложения федеральному бизнес-омбудсмену Борису Титову, который консолидированно от всех предпринимательских сообществ направил на имя председателя правительства большой пакет предложений, доведенных до него через региональных омбудсменов. Также мы дали свои предложения на имя председателя правительства Дагестана, который был руководителем штаба по устойчивому экономическому развитию республики (сейчас штабом руководит глава региона). Республика уже подготовила пакет документов, который – если говорить о республиканских мерах поддержки – отличается от того пакета, который был в период пандемии, то есть будет еще снижение по налогам, будет возможность у предпринимателей получать кредиты через региональную микрофинансовую организацию по низкой ставке. По вопросам лицензирования на федеральном уровне принято решение о том, что все лицензии и разрешительные документы продлеваются.
– Значит, этот пакет будет намного шире?
– Я предполагаю, что да. Мы надеемся на это. Сегодня нужно создать все возможные условия для того, чтобы бизнес развивался. Чтобы он продолжал работу, так как это и занятость населения, и поступление налогов в бюджеты всех уровней.
«Двери правительства открыты»
– По мнению специалиста в области социально-экономического развития регионов Натальи Зубаревич, население на фоне происходящих сегодня процессов будет беднеть, и бизнес, занятый в услугах, начнет терять своего покупателя. Как вы считаете, действительно ли под ударом в первую очередь окажется именно сфера услуг?
– Да, я с этим согласен. Именно сфера услуг, потому что если вчера вы зарабатывали 20 тысяч рублей и могли на эти деньги приобрести определенные товары и услуги, то сегодня из-за роста цен приобрести вы сможете уже меньше. Тратить на услуги население будет меньше.
Сегодня задача в том, чтобы переформатироваться, найти новые пути доставки товаров. Если раньше логистика была через Европу, то сегодня она закрыта и нам нужно ориентироваться на Азию. Бизнес должен быть ориентирован на производство товаров и услуг в первую очередь для внутреннего потребления и на импортозамещение.
– Республиканский оперштаб много говорит о необходимости поддержки в этот период производства, промышленных предприятий. Готово ли правительство Дагестана предложить для поддержки именно сферы услуг что-то еще, помимо того, о чем вы уже сказали?
– Сегодня двери правительства открыты. Если у бизнеса есть какие-то предложения, я готов приехать в любое место, куда надо бизнесу, и готов принять у себя, для того чтобы обсудить и направить их предложения в правительство. Правительство готово это обсуждать и оказать поддержку.
– Если слушать московских предпринимателей, занятых в общепите, то звучат противоположные мнения: одни настроены оптимистично и уверены, что будет нелегко, но бизнес справится и в итоге все будет хорошо, другие считают, что все будет плохо. Какие прогнозы делаете вы, как ситуация будет развиваться в ближайшие месяцы?
– Будет сложно – с такой ситуацией мы сталкиваемся впервые, так же как два года назад впервые столкнулись с пандемией, но я убежден, что все будет хорошо, наш бизнес справится. Надо решать проблемы сообща. Я вижу, что бизнес объединяется, что-то совместно решает.
Бэла Боярова
Читайте также «В сфере туризма будут востребованы услуги высокого уровня»