Чем обернулись проблемы со сбытом и переработкой созревших овощей и фруктов в Дагестане
Этот год для Дагестана стал урожайным в самом прямом смысле этого слова. Но далеко не всегда хороший урожай гарантирует аграриям высокую прибыль и отсутствие проблем с реализацией.
Про абрикосовый «дождь», случившийся с республикой в этом году, дешевые арбузы, бросаемые прямо на полях, отменный урожай капусты, на которую нет цены, и успехи в виноградарстве, выведшие регион в этой отрасли в лидеры по стране, мы пообщались с заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Дагестана Эмином Шайхгасановым.
«Населению некуда было девать абрикосы»
– В этом году урожай абрикосов заполонил всю республику. Хотя бы по приблизительным подсчетам, сколько тонн удалось собрать?
– Точное количество, конечно, не посчитаешь, но мы говорим примерно о 32 тысячах тонн. Это те объемы, которые мы определяем по количеству деревьев и среднему показателю урожая, который у нас дает одно дерево.
Рассчитывали, что будет в пределах 25–28 тысяч тонн, но на самом деле в этом году был небывалый урожай. Не каждый год такое бывает. Для сравнения: в прошлом году абрикосов было меньше 20 тысяч тонн.
– В разгар сезона абрикосов в соцсетях распространяли просьбу владельцев садов в Гергебильском районе. Они просили, чтобы желающие, в том числе туристы, приехали и бесплатно собрали для себя эти фрукты. В детские интернаты еще просили развезти. Это оттого, что люди уже не могли реализовать свой урожай и заводы не могли принять его на переработку?
– Да, в том числе. Мы тщательно анализируем переработку. В прошлом году у нас было переработано 815 тонн абрикосов, а в этом году – 1471. Речь идет о глубокой переработке для производства соков, пюре и других консервированных продуктов. Переработкой этого сырья занимались 11 предприятий. Основной дагестанский производитель – Кикунинский консервный завод – в этом году, к сожалению, у нас выпал из процесса: предприятие в настоящее время находится под внешним управлением, которое занимается кредиторами, поэтому в этом году не стали работать. Но в прошлом году предприятие очень хорошо поработало, переработав почти 510 тонн сырья, 340 тонн из которых составляли абрикосы.
Надежда на «Кикуни» как на флагмана и в этом году была, конечно, но, тем не менее, почти 1,5 тысячи тонн мы смогли переработать без его участия. У нас лидер по переработке в этом году – предприятие «Аквариус» (Ботлихский район): оно переработало 630 тонн абрикосов. Они вынуждены были столько взять, увидев, какой была социальная напряженность – населению некуда было девать урожай. Приемная цена сырья была 10–15 рублей за килограмм, отпускная цена столового абрикоса в торговые сети – 35–40 рублей. Мы ожидали, что цена будет чуть выше, но из-за того что урожая было много, она начала падать.
Отличились по переработке также Гоцатлинский консервный завод, который в этом году взял 220 тонн абрикосов, «Ириб» – 400 тонн, Араканский консервный завод.
То есть потихоньку в качестве более перспективного направления мы стали смотреть в сторону переработки, потому что там есть маржинальность. Но проблем много. Проблема номер один – это отсутствие у предприятий оборотных средств, а получить кредиты они не могут.
– Получается, заводы и рады бы принимать сырье на переработку, но покупать его не на что?
– Да. Не на что покупать сырье, не на что покупать стеклотару. Сегодня Дагестанские Огни выпускают стеклотару (цена трехлитрового баллона – 34–35 рублей), но ее не хватает.
Есть предприятия, такие как, к примеру, Харахинский консервный завод, которые сохранились, несмотря на устаревшее оборудование, и работают. Им нужны средства, чтобы заплатить за работу, за сырье, за тару. Пока оборотных средств нет, они не могут двигаться вперед. Вторая проблема – необходимость технической модернизации, потому что обновления не было давно, а это дорогостоящее оборудование.
Тем не менее, я думаю, в ближайшее время мы увидим прорыв в этом направлении, потому что сырьевая база растет, и она уже диктует свои условия. Сырье достаточно дешевое, поэтому есть смысл этим заниматься.
Уникальная продукция «Кикуни» и заинтересованность «ФрутоНяни»
– А сколько тонн абрикосов в целом вывезли из Дагестана в другие регионы в этом году?
– Я думаю, что примерно 12 тысяч тонн столового абрикоса.
Надо сказать, что дагестанскими абрикосами очень заинтересовалась «ФрутоНяня». Они увидели, что для производства детского питания это идеальное сырье. Делая анализ, они немного опоздали и забрали несколько фур (100 тонн), но заинтересовались сырьем на следующий год. Скорее всего, у них в дальнейших планах будет переработка. Не знаю, здесь они ее организуют или у себя.
Вообще, хочу сказать, что абрикос у нас не пропал: кто-то сделал сушку, кто-то косточки уже направил на производство урбеча. Говоря о глубокой переработке абрикосов, мы боялись, что в этом году не справимся, но вытянули, переработали 1,5 тысячи тонн на соки, – это хорошо. Если бы «Кикуни» не выпал из процесса, мы бы более 2 тысяч тонн переработали.
В этом году мы провели Третий Республиканский фестиваль абрикоса. Это делается для того, чтобы популяризировать это направление, чтобы все знали, что в Дагестане есть такая сырьевая база. И мы будем проводить подобные мероприятия ежегодно.
– Как думаете, в следующем году кикунинский завод будет работать?
– Они сейчас ищут покупателя. Это уникальное предприятие, и его надо сохранить целиком, не продавать по частям.
– Государство покупать его точно не будет?
– Я, конечно, за государство не могу ответить, но, скорее всего, нет. «Кикуни» производит уникальную продукцию. У них детское питание номер один. Это узнаваемый бренд Дагестана.
– Нет вероятности, что какой-то крупный производитель, та же «ФрутоНяня», может купить этот завод?
– Скорее всего, пока нет, но, думаю, хороший инвестор все же найдется.
«Цены на арбузы нет, люди даже поля бросают»
– Этим летом цена на бахчевые ниже, чем в прошлом. Говорит ли это о том, что урожай арбуза и дыни в этом году больше?
– Очень большой урожай арбузов и в Астраханской области, и в Дагестане. Цены нет, люди даже поля бросают.
На капусту тоже на сегодняшний день цены нет. Это наше больное место. Где-то 7-8 рублей стоит килограмм сегодня. Урожай очень хороший, отменный!
В целом по России производится около 3 млн тонн капусты. Весь СКФО производит 770 тысяч тонн, из них 720 тысяч тонн – это доля Дагестана. Все это выращивается у нас на площади 13 тысяч га. Урожайность у нас – 543 центнера с одного гектара. В России этот показатель ниже – примерно 350 центнеров. 99% производства капусты у нас приходится на долю личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Лидеры – Левашинский, Акушинский и Дербентский районы.
– На скольких гектарах в этом году посажена капуста?
– На 13,3 тысячи гектаров. В прошлом году – 13,1 тысячи.
– И сколько тонн капусты в этом году получит Дагестан?
– Мы рассчитываем, что 730 тысяч тонн. Сама республика при этом потребляет примерно 130 тысяч тонн.
– В прошлом году в Дагестане наблюдалась очень высокая цена на капусту. Вы объясняли это тем, что в других регионах страны, где она также в больших объемах выращивается, случилась засуха и спрос на дагестанскую капусту вырос. В этом году в тех регионах нет прошлогодних проблем?
– Пока мы ничего не можем сказать, но урожай в этом году есть, будем следить за тем, как меняется цена. Когда урожай большой, цена падает – это всем известно, таковы законы рынка.
– С виноградом и рисом в этом году у нас тоже, похоже, все в порядке?
– Урожайность винограда у нас с каждым годом растет. Последние два года мы лидеры, даже обошли Краснодар, хотя плодоносящих площадей у них больше. И спрос на сырье есть. Другие регионы интересуются нашим сырьем, включая тот же Краснодар, у которого в прошлом году были проблемы, связанные с засухой. Кстати, по урожаю риса они тоже в этом году выпали в связи с тем, что Краснодарский край затопило.
Что касается риса, то в прошлом году мы собрали около 120 тысяч тонн. В этом году, учитывая, что посевные площади немного увеличились (до 30 тысяч гектаров), и принимая во внимание урожайность, которая у нас составляет 45–50 центнеров с гектара, мы ожидаем, что урожая будет больше.
Бэла Боярова
Читайте также Туристический бум и точки роста
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте».