Проблема с отключениями электричества, которая для Дагестана, кажется, уже стара как мир, в этом году с началом августовской жары актуализировалась в новом, немыслимом даже по дагестанским меркам масштабе. Тотальное безучастие «Россетей», гарантирующего поставщика электроэнергии, бесконечные отсылки к электросетевому хозяйству, не модернизировавшемуся уже больше пятидесяти-шестидесяти лет, и флегматизм в решении этих вопросов накалили ситуацию до предела и вывели людей, оставшихся без света и воды, на улицы с требованием вернуть в их дома электричество.
Однако, помимо бытовых неудобств и морального вреда, простые граждане и бизнес понесли от бесконечных отключений и скачков напряжения убытки и вполне материальные — от порчи продуктов в домашних холодильниках до поломок дорогостоящего медицинского оборудования в клиниках. «Молодежка» разбиралась, в каких случаях есть шанс добиться возмещения материального ущерба и как это сделать.
Чем больше доказательств соберете, тем лучше
Если техника сгорела или как-то пострадала в результате скачка напряжения в сети, по закону потребитель имеет право требовать полного возмещения убытка. Юрист Арсен Магомедов дает подробную пошаговую инструкцию, какой порядок действий для этого нужно соблюсти.
- Во-первых, нужно зафиксировать скачок напряжения. Для этого обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор, управляющую компанию или ТСЖ, которые должны составить акт о скачке напряжения и порче имущества.
- Во-вторых, обратитесь в специализированную организацию, занимающуюся ремонтом и обслуживанием электроприборов (сервисные центры, ремонтные мастерские и т. д.), чтобы они выдали письменное заключение/акт. В этом заключении/акте должно быть указано, что повреждение электрооборудования произошло из-за превышения нормативного напряжения в электросети (перенапряжения, скачка), а также стоимость поврежденного имущества.
- В-третьих, обратитесь к соседям для составления акта о скачке напряжения и порче имущества.
- В-четвертых, сделайте фото- и видеосъемку поврежденного имущества и следов скачка.
- В-пятых, можно обратиться с жалобой в аварийную службу «Россетей» (но в Дагестане ее, по словам Арсена Магомедова, вроде бы даже и нет), которая должна составить акт о скачке напряжения и порче имущества.
Чем больше вышеперечисленных рекомендаций выполните, тем лучше, подчеркивает юрист.
После этого нужно обратиться с письменным заявлением одновременно и в энергоснабжающую (сбытовую), и в электросетевую компании, так как судебная практика в настоящее время не однозначна в вопросе, кто ответственен перед потребителями за перенапряжение в сети. В заявлении нужно указать произошедшее событие, его дату и время, перечень поврежденного имущества, размер причиненного ущерба и морального вреда, а также требование его возместить.
В случае неполучения ответа, в пятидневный срок необходимо обратиться в суд с иском к энергоснабжающей (сбытовой) и к электросетевой компаниям с требованиями возместить материальный ущерб (стоимость ремонта оборудования), возместить судебные расходы (расходы на юриста, эксперта и пр.), компенсировать моральный вред, взыскать штраф (50 % от присужденной суммы) за неисполнение требований абонента в добровольном порядке. Суд в итоге сам определит лицо, с которого будет взыскано все вышеуказанное.
«Имейте в виду, что на отношения по энергоснабжению потребителей, которые используют энергию для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, распространяется закон РФ «О защите прав потребителей», который дает им следующие преференции при реализации своих нарушенных прав: отсутствие необходимости уплачивать госпошлину при обращении в суд, облегченный порядок компенсации морального вреда (достаточно доказать факт нарушения прав), возможность взыскания помимо суммы ущерба еще и 50 % штрафа за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке и другое», — подчеркивает собеседник «Молодежки».
«Любой ущерб, причиненный гражданам и бизнесу, должен возмещаться теми, кто поставляет электричество»
«Монитор ЖКХ» — организация, на безвозмездной основе оказывающая юридическое сопровождение в вопросах защиты прав потребителей, также напоминает: если у вас сгорела техника от перепадов в сети, стоимость ущерба вам должны возместить поставщики электроэнергии. В этих случаях, если вы не можете действовать самостоятельно или не знаете, как и куда обращаться, «Монитор» призывает обращаться к ним.
Но, к сожалению, ущерб могут нанести не только скачки электроэнергии, но и ее отключения. Как быть, если у вас дома, в вашем магазине, кондитерской или любом другом заведении общепита испортились продукты, лекарства и другие медицинские препараты, которые хранятся только при низких температурах? Можно ли в этих случаях рассчитывать на возмещение материального ущерба, и какие шаги для этого нужно предпринять?
Руководитель «Монитора ЖКХ» Зияутдин Увайсов отмечает: можно.
«Любой ущерб, причиненный гражданам и бизнесу, должен возмещаться энергетиками, то есть теми, кто поставляет электричество. Для этого нужно какое-то подтверждение: составленный акт, свидетельские показания. Лучше всего вызвать участкового, чтобы он посмотрел и зафиксировал факт, что есть испорченные продукты и другое пострадавшее имущество. Заключение на технику можно получить в ремонтной мастерской, в нем должно быть указано, что она сгорела из-за повышенного напряжения.
От отключений электричества редко какая техника может сгореть, но испортиться — может, мы сейчас как раз занимаемся таким вопросом.
В одной из клиник в результате частых отключений испортился аппарат МРТ. Поскольку это юрлицо, которое не подпадает под закон «О защите прав потребителей», добиваться компенсации в данном случае сложнее, к тому же в данном случае речь идет не о сгоревшей технике, а об испорченной. Мы сейчас изучаем вопрос, можно ли будет доказать, что аппарат был испорчен именно из-за частых отключений», — обращает внимание Увайсов.
«Что касается упущенной выгоды, то на сегодняшний день мы пока не нашли способа возмещать его стоимость, — констатирует руководитель «Монитора ЖКХ», — но если, к примеру, человек получил оплату за аренду кафе или гостиницы, а потом был вынужден ее вернуть, то эти потери, скорее всего, получится возместить».
Если вы сдаете свое помещение человеку, который платит вам за аренду, а потом его кому-то пересдает, в этом случае выплаты, которые вы уже получили от него, но вынуждены были вернуть в связи с тем, что в вашем помещении нет электричества, вы также можете получить назад, добившись возмещения ущерба.
Работающим в легальном поле рантье возместить понесенные убытки тоже возможно. Для этого должен быть факт получения оплаты и ее возврата. Можно предъявить чек в «Моем налоге» для самозанятых (в договоре должно быть указано основание возврата, под которое подпадает случай), но лучше всего иметь денежные переводы.
Несмотря на призывы представителей «Монитора ЖКХ» к жителям республики обращаться за юридической помощью в проект и защищать свои права, дагестанцы неохотно на это идут, говорят в «Мониторе». Кроме причин, связанных с менталитетом, есть и другие — незначительный ущерб и долгое решение вопроса: далеко не каждый готов на бюрократическую волокиту длиною в несколько месяцев или судебные тяжбы.
«Представитель “Россетей” ни разу не явился»
На путь, проделанный жителем Махачкалы Маликом Загировым, можно было решиться только, как говорят в Дагестане, из принципа — он вроде бы формально увенчался успехом, но решить проблему так и не помог. Почти два года бюрократических мытарств, суд, выигранный у «Россетей», а результата никакого — исполнять решение суда компания, по всей видимости, не торопится, ну или вообще не собирается.
Малик живет в микрорайоне, расположенном на землях легендарного «Лазурного берега» — проекта города в городе, разработанного при Саиде Амирове. Он уже и не помнит тот день, когда началось это хождение по мукам, в котором ему помогал «Монитор ЖКХ».
«Через “Монитор ЖКХ” я написал заявления по поводу слабого напряжения в сети и периодических отключений света во все возможные инстанции: в госжилинспекцию, прокуратуру, Роспотребнадзор, антимонопольную службу. В итоге ничего из этого не вышло, — рассказывает собеседник “Молодежки”. — Только из госжилинспекции раз в неделю ко мне приходили, делали замеры и уходили. Они, в принципе, больше ничего сделать и не могут. После их замеров я ходил в госжилинспекцию и забирал письменные акты проверок, которые они у меня осуществляли. Собрал их целую стопку и отнес в “Монитор ЖКХ”, их впоследствии использовали в суде.
Вместе с госжилинспекцией должен был приходить и представитель “Россетей”, но он ни разу не явился — во всех актах это было зафиксировано.
Дело в итоге дошло до суда, который переносили два раза, потому что представитель “Россетей” в суд не являлся. С третьего раза суд состоялся. Естественно, суд мы выиграли. Прошло время, которое требуется для вступления решения суда в силу, но проблема с напряжением никуда не исчезла. Я позвонил в службу судебных приставов, потому что, как я знаю, они должны следить за исполнением вынесенных решений. Там мне сказали, что ни о каком подобном деле не знают, у них его в реестре нет. Мне пришлось идти в канцелярию суда, писать заявление, что я хочу забрать исполнительный лист, чтобы самому отнести его в службу судебных приставов. Написал заявление — спустя неделю мне позвонили и сказали, что исполнительный лист готов. Юристы “Монитора ЖКХ” его забрали и отправили почтой судебным приставам, после чего от судебных приставов мне на почту пришло письмо, что такое дело у них уже есть, оно ведется и т. д. Все письма-отписки у меня сохранены на почте.
Ну и все. На этом все закончилось. Суд обязал их эту проблему устранить и выплатить пять тысяч рублей в мою пользу (в качестве компенсации морального вреда. —– Прим. “МД”). Не знаю, почему такая маленькая сумма, но они даже эту сумму не выплатили, и ситуацию с электричеством в нашем микрорайоне они тоже не исправили. УФАС наложило на них штраф в 1 млн рублей. Его, насколько я знаю, они тоже не выплатили», — говорит Малик.
На сегодняшний день жильцы микрорайона сами собрали почти миллион рублей и купили себе трансформатор. Его уже установили, поставили столб, сделали заземление и скоро должны подключить к линии.
«”Россети” никакого отношения к нашему трансформатору не имеют, возможно, в будущем они возьмут его на баланс. Если не возьмут, при каждой поломке придется собирать деньги с жителей микрорайона, что будет очень долго.
Власти говорят людям: “Дороги не перекрывайте, решайте законными методами”. Но, как видите, и по закону ничего не получается. Я бегал больше полутора лет, и “Монитор ЖКХ” — молодцы, я им очень благодарен, но с “Россетями” никто ничего сделать не может», — с сожалением констатирует наш собеседник.
Бэла Боярова