Эксперты и бизнесмены — о нововведении в отрасли
В Дагестане с первого марта следующего года начнет действовать запрет на продажу немаркированной обуви. Глава Дагестана Владимир Васильев на еженедельном рабочем совещании во вторник сообщил: «Скоро чипируют обувь, и они (производители, которые работают в тени. – «МД») останутся вообще нигде. Они сейчас сами выходят из тени массово, ищут налоговые и иные поблажки. Мы им поможем».
О возможных плюсах и минусах новых правил «Молодежка» узнала у экспертов и обувщиков.
Обязательная маркировка товаров вводится в России поэтапно и регламентируется постановлением правительства от 26 апреля 2019 года «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров». Предполагается, что к 2024 году практически все потребительские товары, которые продают, изготавливают и импортируют, должны быть промаркированы. Обуви это коснулось одной из первых среди видов продукции.
С первого марта 2020 года каждая пара дагестанской обуви, как и любой в стране, должна будет иметь чип в виде штрих-кода. В нем будут содержаться все данные о продукции: логистика, сведения о прохождении сертификации, потребительские характеристики и другие реквизиты. В идеале это должно привести к тому, что с обувного рынка исчезнут копии, подделки, товары плохого качества.
«Можем потерять обувной бизнес в Дагестане»
Экономический обозреватель Андрей Меламедов не верит, что процедуру чипирования возможно реализовать к 2020 году, так как это технически сложная процедура, поэтому есть большая вероятность, что многие обувные предприятия в Дагестане закроются.
— Попытки чипировать некоторые товары, лекарственные препараты например, проходят страшно медленно, тяжело, и чисто технически это сделать достаточно сложно, — объясняет журналист. — Я сомневаюсь, что они успеют завершить процедуру чипирования к установленным срокам. Там, во-первых, громадное лобби: как противников чипирования фармацевтических компаний, так и его сторонников, которые считают, что это сделает рынок более прозрачным, защитит от подделок и позволит увеличить налоговые поступления. Во-вторых, не всегда такие инициативы приводят к желаемому результату, обычно это вызывает рост цен и так далее. Опыт общения с дагестанскими обувщиками мне подсказывает, что они на фоне дешевой китайской обуви держатся на плаву благодаря тому, что минимизировали налоговые платежи: как-то договариваются с чиновниками, платят контролирующим организациям. Конкурировать с высокотехнологичным Китаем с его дешевой обувью крайне сложно. Я знаю случаи, когда люди закрывали предприятия, потому что работать становится нерентабельно. Есть опасение, что, если заставят работать легально, мы просто можем потерять обувной бизнес в Дагестане. Думаю, многие предприятия просто закроются.
— Даже крупные?
— А они все мелкие. Крупных производителей в Дагестане нет. Вот сейчас как раз правительство пытается создать крупный обувной цех, ориентированный на производство спецобуви для силовиков. Проект будет работать до тех пор, пока в Дагестане есть Васильев, который сможет напрямую договориться с руководителями силовых ведомств о поставках. Потому что конкуренция здесь тоже сумасшедшая, с армией работать хотят все. Если проект все же заработает без надежды выйти на поставки силовым ведомствам, то он будет работать в никуда и обанкротится.
— Есть ли гарантия, что после чипирования перестанут продавать некачественную обувь?
— Некачественную обувь никто не покупает. Вопросы качества регулирует рынок. Дагестанскую обувь покупают во многом потому, что ее качество выше, чем у дешевой китайской.
«Хорошо, что маркируют. Потому что очень много подделок»
Выйти из тени и оформиться как индивидуальные предприниматели обувщики должны были еще 20–30 лет назад, считает председатель независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев.
«Как бы ни было, сейчас для всех предпринимателей должны быть созданы общие условия. Чтобы вышли из тени все. Тем, кто зарегистрируется, будет сложнее, если одновременно с ними кто-то будет работать в тени. Тогда индивидуальным предпринимателям, конечно же, придется повышать стоимость товара», – объясняет Набиев.
Для того чтобы производители обуви охотнее встали на учет как предприниматели и работали легально, можно было бы на первых порах предоставить им налоговые льготы, считает руководитель профсоюза.
«Вопрос в том, будут ли установлены льготы и какие они должны быть. Этим должны заниматься соответствующие органы. По закону, если у предприятия годовой оборот составляет менее 20 миллионов рублей, оно освобождается от налога на добавленную стоимость. Но у тех, кто производит качественную продукцию, оборот будет значительно выше, а значит, надо платить налоги», – говорит глава профсоюза.
Чипирование, по его мнению, – процедура полезная: она защищает как производителей, так и потребителей:
«Это делается для того, чтобы определить оригинальный продукт. Особенно хорошо, что маркируют лекарственные средства, потому что очень много подделок. А под видом «Рычал-Су» в Дагестане что продается? Вода из-под крана с содой. Это ни для кого не секрет, все об этом знают. Поэтому для самих производителей, выпускающих оригинальный товар, это только плюс. Цены поднимутся, но спрос все равно останется. На рынке выживет сильнейший. Потребности покупателя удовлетворятся в любом случае».
«Процедура чипирования – аналог «Платона»
Владелец обувной фирмы, попросивший не называть его имени, считает, что цель чипирования – увеличить налогооблагаемую базу, то есть пополнить бюджет республики, федеральный бюджет. Никакой пользы ни потребителям, ни производителям, по его мнению, процедура не несет: «Основная цель чипирования – выведение всех из тени. Но это хорошо в правовом государстве, а не в нашем. В Дагестане самая низкая цена на обувь по сравнению с другими регионами. Например, ростовская обувь, аналогичная нашей, стоит дороже примерно на 30%. Цель этого чипирования – увеличить налогооблагаемую базу. Если хотят пополнить бюджет, то значит, что эти деньги с кого-то же заберут. Если они будут их забирать, то производители вынуждены будут повысить цену. В конечном итоге это не может на потребителе не отразиться».
По мнению собеседника, государство не оказывает никакой поддержки предпринимателям ни с льготными кредитами, ни с помещением, ни с покупкой дорогостоящего оборудования: «Процедура чипирования – аналог «Платона». «Лакские» производители в отличие от китайских работают только с натуральной кожей и мехом, и их продукция – бюджетный и качественный вариант для многих людей в условиях экономического спада. Вместе с увеличением налогов подорожает обувь, разорятся мелкие производители, и, как следствие, увеличится безработица».
Сама процедура дорогостоящая, говорит обувщик. Мелкие предприятия ее просто не осилят: «Для того чтобы зарегистрироваться, встать на учет, нужно заплатить единовременный взнос — 25 000 рублей — и 15 000 рублей оплачивать каждый год, плюс 50 копеек стоит каждая этикетка и еще штрихкод — 2,5 рубля. Эти расходы, естественно, ложатся на производителей. Их же государство никак не собирается возмещать».
Другого владельца обувного бизнеса в Дагестане, который также предпочел высказаться анонимно, процедура маркировки не пугает: «У нас нет вообще проблем, все хорошо, мы уже все наладили, чипировали, работаем давно. Оборудование копейки стоит. Но сейчас даже те, кто придумал чипирование, не знают, какие здесь плюсы и минусы, никто не может предугадать. Понятно будет, когда заработает система».
«Я еще не видела, чтобы от плохих сапог кто-то умер»
Никакой пользы, как для покупателя, так и для продавца, в маркировке товара не видит Марина Омарова, представляющая магазин обуви Desson.
«… Потому что я, может, такой безответственный покупатель, но никогда в жизни, покупая обувь, не спрашивала сертификат, — говорит Марина. — Мне достаточно изучить товар, разглядеть со всех сторон. Я думаю, что ни один человек не зайдет и не попросит сертификат или не спросит о маркировке. Поэтому мне кажется, что это просто сотрясание воздуха, встряхивание рынка, и оно не нужно было. Обувной рынок испокон веков регулирует сам себя, в частности в Дагестане: каждый человек покупает обувь по своему вкусу и карману. Продукты питания — да, там все должно быть честно и прозрачно, потому что некачественной шаурмой можно отравиться, от плохих лекарств можно умереть. Вот это нужно контролировать. Но я еще не видела, чтобы от плохих сапог кто-то умер. Здесь человек делает осознанный выбор: он понимает, что за 500 рублей хороших сапог не купит, он понимает, что это подделка, но у него нет выхода. Те, кто торговал дешевыми сапогами, не перестанут это делать. Они перейдут в какую-то серую зону и продолжат торговать дешевым товаром, поскольку спрос не изменится, у людей денег больше не станет, они как привыкли покупать дешевую обувь, так и будут покупать. Единственный вопрос в том, что дешевая обувь станет чуть подороже. Сапоги за 500 рублей будут стоить 600 рублей».
«Нововведение хорошее, но оно не помогает кардинально все изменить. Государство своим нововведением убивает рынок дешевой продукции, — продолжает Омарова. — Это, мне кажется, сделано теми, кто действительно получает выгоду: большие такие игроки лоббируют эту тему в правительстве — хотят почистить поляну, избавиться от мелких конкурентов. Официально заявляют, что чипирование на цены никак не повлияет. Но хочу сказать, что покупатель почувствует разницу в цене. Закон обязывает производителей использовать специальное оборудование. Касса стоит порядка 25 000 рублей, сканеры — где-то 20 000. Маленьким магазинчикам очень сложно будет переварить такие затраты. Производитель, чтобы выжить на рынке, будет вынужден пополнить перечень расходов на создание одной пары обуви, и тем самым он увеличит ее себестоимость. Соответственно, цена на обувь повысится».
Патимат Амирбекова
Читайте также:
Владимир Васильев: «Будем наказывать всех, кто не платит налоги»
«Нагло поднимают цены…» Отчего скачет стоимость автомобильного газа
Исалмагомед Набиев: «Обувщикам нужны льготы и равные условия»
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta