Там, куда мы идем, будет еще красивее
Наталья Янкова из Подмосковья бывала в Дагестане уже не один раз. Визиты были кратковременными, а маршруты – как у большинства туристов. Весной 2023 года женщина вновь приехала в республику. Но уже не в качестве туристки. Наталья ушла в горы почти на полгода. Чабановать.
— В Химках я работала в клининговой фирме. Отработав сезон, подумала, что мне нужно отдохнуть. Знакомый чабан из Дагестана предложил приехать. «Отдохнешь, барашков попасешь, посмотришь, какая природа». Я немного подумала и ответила, что приеду. Собралась за неделю и вот я в Дагестане, — рассказывает Наталья.
В составе сельхозкооператива «Агрофирма «Согратль» Наталья отправилась на перегон овец с зимних пастбищ из Кумторкалинского района в Тляратинский. Помимо Натальи в команде было больше десятка чабанов и их помощников. И целое море баранов.
— Я заранее знала, что останусь на все лето. Человек я разносторонний, поэтому была уверена, что работу тут найду. Но о том, что буду чабановать все лето в горах в таком прекрасном месте, я реально не думала и сама от себя не ожидала, — признается женщина.
Дагестанская здравница
Одной из целей Натальи было желание поправить здоровье в горном климате. Дагестан для нее буквально как глоток свежего воздуха.
— Так как приезжаю сюда не в первый раз, я уже знаю, что после поездок в Дагестан мои проблемы с дыхательной системой становятся меньше. Практически год после недельных поездок в Дагестан я могу спокойно и легко дышать. Поскольку в этот раз планировала остаться на долгий срок, думала, что существенно поправлю здоровье. В Москве, до Дагестана, я задыхалась.
Хотите верьте, хотите нет, но факт остается фактом, смелой женщине удалось приобрести дагестанское здоровье (очередь за долголетием!). Наталья говорит, что за все время нахождения в горах ни разу не заболела. Если, конечно, не считать болезнью любовь к горам.
— Я не знала, ни какие погодные условия бывают в горах, ни то, как эта погода быстро меняется. Никогда с этим не сталкивалась. Но потом, уже в пути, стала замечать, что в любую погоду – дождь, ветер, град — я не заболеваю. В Москве же всегда начинала болеть, как только у меня замерзали ноги. За весь перегон у меня не было ни одного дня, когда у меня поднималась температура или появлялся насморк, — вспоминает Наталья.
Горы по колено, если держишь шаг
Тяжело ли работать чабаном, да еще и в суровых дагестанских горах – Наталья об этом не задумывалась. Именно это незнание и помогло ей с легкостью решиться на такой кардинальный поворот в жизни.
— Я ничего о чабанской жизни не знала. Для меня поначалу это было как забава. Когда я поднималась все выше и выше, первые пять дней все время говорила: «Какая красота!» Ребята мне на это отвечали: «Наташ, там, куда мы идем, будет еще красивее». А я не могла представить – куда еще красивее. Переходя каждый раз на новое место, действительно видела еще более красивые места, снова и снова. Именно благодаря тому, что не знала, где именно придется мне спать, с чем столкнусь, я и пошла. Некоторые люди меня пугали: ты не пройдешь, ты не сможешь. Я не верила. В моем представлении все было красиво и хорошо. Что может быть плохого и сложного – я и представить не могла.
Преодолевать бытовые трудности Наталье помогало советское детство, проведенное в пионерлагерях. Закаленная походами, пионерскими зорьками, зарницами и обязательной дисциплиной, Наталья быстро адаптировалась на дагестанской земле. Вокруг горы и такая красота, как тут не «взвиться кострами».
— Так как я еще выросла в Советском Союзе, мы, дети, ходили в туристические походы, знали, как костер развести, как палатку поставить. Нас всему этому учили с детства. Все это я умела делать. Газ и чайник всегда были. Воду можно было нагреть. Все прекрасно было. Ничего сверхъестественного. Но здесь мне нужно было научиться строить быт внутри нашей компании, понять, у кого что лучше получается, кто что больше любит, была притирка, — поясняет Наталья.
Чем выше Наталья поднималась в горы, тем легче ей становилось дышать. И тем лучше у нее получалось справляться с обязанностями чабана. Как говорится, горы по колено, если держишь шаг.
— Нас было четыре отары, в каждой отаре было по три чабана и по одному наемнику. В той отаре, куда пошла я, было большое количество баранов. Один наемник, который шел с нами, не выдержал и перед очередным перевалом нас покинул. Я справлялась с его работой. К концу у меня уже стало получаться даже лучше, чем у других наемников. С отарой в тысячу голов я могу управляться одна и без собаки, спокойно. Я ни с кем не соревновалась, просто у меня всё получалось хорошо.
К тому времени, когда ушел наемник, я набрала хорошую физическую форму. Чувствовала облегчение. Дышать мне становилось все легче. Красота вокруг придавала мне силы. Я шла по дорожкам, которые прокладывают бараны, и кайфовала от того, что мы идем под такими уклонами и наклонами, по узеньким дорожкам, по грязи. Адреналин вырабатывался, и я понимала, что сейчас живу по-другому, меня здесь все держит, я не упаду. Горы держат. Когда мы дошли до места стоянки, я сказала: «Да ну на фиг, я остаюсь здесь», — рассказывает женщина.
«Надеюсь, они такими и останутся – потрясающими»
В этом приключении, а перегон тысяч животных длиной в 750 километров можно смело назвать именно так, Наталью больше всего поразили люди, живущие в горах.
— Таких людей я не видела уже очень давно. Я как будто бы попала в Советский Союз, в котором мы жили все одной дружной семьей, заботились и помогали друг другу. Сейчас такое редко где увидишь. А как работают эти люди, как они там живут! Я была потрясена увиденным. Как у них дома устроены, быт, как они взаимодействуют внутри своих селений. Там совсем другие люди. Я как будто в детство попала. Надеюсь, они такими и останутся – потрясающими.
Пройдя этот путь, окунувшись в новую для себя реальность, Наталья признается, что это помогло ей взглянуть на себя и окружающих по-новому.
— Мне этот опыт дал понимание самой себя. Я могу многое. И я научилась принимать людей такими, какие они есть. Не все могут принять меня. Я уже взрослый человек и другой не стану. Командовать мной не получится, я не буду управляемой марионеткой, когда кому-то что-то надо. Люди познаются в беде и во всем остальном. Выводы я сделала.
А еще, кажется, Наталья окончательно и бесповоротно влюбилась в Дагестан, да так, что решила остаться тут. Нашла работу и жилье в Махачкале и строит планы на будущее.
— Я хочу остаться в Дагестане и продолжить свою жизнь здесь. Тут много прекрасных мест. У меня есть опыт работы в туристическом бизнесе. Я смотрю, какие тут у вас плюсы и минусы в этой сфере. Возможно, смогу пригодиться для развития туризма. Дагестанцам нужно еще очень многому научиться в этой области. Тут есть возможности для развития оздоровительного туризма.
Анастасия Расулова