Поступившее в Северо-Кавказский окружной военный суд (СКОВС) уголовное дело Тагира Исрапилова, обвиненного в соучастии в убийстве полковника юстиции Юнуса Хулатаева и выданного Чехией России, возвращено прокурору. Судья Николай Васильчук обнаружил в нем процессуальные нарушения и потребовал от надзорного органа устранить недостатки.
Уроженец Дагестана Тагир Исрапилов был экстрадирован в Россию из Чехии в конце декабря прошлого года. По данным следствия, он участвовал в совершенном летом 2010 года убийстве подполковника юстиции Юнуса Хулатаева, следователя следственного управления МВД по республике. Заочно ему были предъявлены обвинения по пяти статьям Уголовного кодекса РФ – ему инкриминировали бандитизм, разбой, участие в незаконном вооруженном формировании, незаконное хранение оружия и посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
Убийство старшего следователя по особо важным делам следственного управления при МВД по Дагестану подполковника юстиции Юнуса Хулатаева было организовано его сыном — 17-летним Гаджимурадом. Именно он предложил лидеру группы Арслану Магомедову убить отца-милиционера, за которого ему «было стыдно перед джамаатом», а затем и брата Тимура, который собирался устроиться на работу в прокуратуру.
В ночь на 1 августа 2010 года Гаджимурад Хулатаев открыл сообщникам входную дверь, после чего вернулся в комнату и продолжил смотреть вместе с матерью телевизор. Попав в квартиру, Арслан Магомедов, Ибрагим Ганапиев, Ренат Шахбанов и Тагир Исрапилов связали родителей и сына хозяина дома (на него не должно было пасть подозрение) скотчем и потребовали показать, где хранятся деньги. Затем они отвели подполковника в соседнюю комнату, и Исрапилов застрелил его тремя выстрелами в голову. Нападавшие унесли с собой более полутора миллионов рублей, а также драгоценности.
Сын подполковника Хулатаева Гаджимурад и Арслан Магомедов были задержаны уже 17 августа. Их сообщники Ганапиев и Шахбанов в тот же день были убиты в ходе спецоперации в Махачкале.
Тагир Исрапилов в феврале 2011 года был объявлен в федеральный, а в июне 2011 года — в международный розыск.
В августе того же года по приговору Верховного суда Дагестана Гаджимурад Хулатаев и Арслан Магомедов получили 15 и 18 лет колонии строгого режима соответственно.
Исрапилов проживал в Чехии и Германии под чужими установочными данными. В июле 2011 года, по данным Генпрокуратуры, он был экстрадирован из Германии в Чехию, где его осудили за участие в преступном сообществе и фальсификацию документов. До июля 2015 года он отбывал наказание, а в ноябре того же года Генпрокуратура РФ направила в компетентные органы Чешской Республики запрос о его выдаче.
Из Чехии в Россию 36-летний Тагир Исрапилов был экстрадирован в сопровождении сотрудников Национального центрального бюро Интерпола МВД России.
Уже в ходе следствия к пяти статьям УК в деле добавилась еще одна — 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности). «Заработал» ее Исрапилов в махачкалинском СИЗО-1. По данным следователей, находясь в изоляторе, подследственный «призывал других заключенных к террористической деятельности».
В середине июля уголовное дело Исрапилова поступило в СКОВС. 26 июля судья Николай Васильчук назначил предварительное слушание по делу и отклонил ходатайство адвоката Исрапилова, который утверждал, что общий срок содержания под стражей его подзащитного, ранее содержавшегося под стражей на территории иностранного государства, не может превышать 24 месяцев. Однако уже на следующем заседании, 4 августа, господин Васильчук принял решение вернуть дело прокурору. Причиной такого решения стали обнаруженные в деле процессуальные нарушения. Зампрокурора республики Изет Гаджиев уже направил судье апелляционное представление, не согласившись с его решением. Теперь оно будет рассмотрено в суде вышестоящей инстанции.
Сергей Светлов