Знакомьтесь: «каменные бабы». Но это условное обозначение, для ученых они не «бабы» вовсе, а изваяния, скульптуры и даже истуканы. Мы шутим, что, возможно, именно они стали прообразом выражения «стоишь как истукан». Но здесь не до шуток. Перед нами каменные фигуры, дошедшие до нас сквозь сотни веков, и теперь многим людям совершенно непонятно, откуда же они взялись. А сколько бы они рассказали, умей говорить. Историки, этнографы, археологи — именно их научные труды сдувают пыль веков. Подробнее о находках нам рассказал археолог кандидат исторических наук Рабадан Магомедов.
— Обычно их устанавливали в степях, чаще всего на курганах. Например, в Северном Причерноморье, Предкавказье и бескрайних степях вплоть до Киргизии и Алтая было зафиксировано несколько тысяч подобных монументальных скульптур, относящихся к кочевникам-половцам (кыпчакам). Это наиболее многочисленная и наиболее известная группа каменных антропоморфных изваяний, относящихся к средневековому времени. Различаются мужские и женские стелы — по прическам, наличию усов и бороды, деталям костюмов и оружию.
Среди ученых нет единого мнения о предназначении этих фигур. Одни говорят, что они относятся к культу божеств или предков; другие – что они изображают героев, каждый из которых истребил много врагов. Есть и те, которые, наоборот, признают за изваяниями образы убитых врагов – якобы их ставили, чтобы на том свете они обслуживали своих победителей. До половцев (кыпчаков) подобные каменные изваяния были характерны скифам. Удивительно, что каменная скульптура скифов разительно отличается от общего скифо-сарматского звериного стиля в сторону примитивизма и простоты. Скифских стел сохранилось значительно меньше по сравнению с половецкими, они и не такие выразительные, как средневековые. Надо сказать, что на территории Дагестана каменных стел только что упомянутых мною групп встречено не было, хотя в степной части Северного Кавказа их находили, например на территории Чечни и Ставропольского края.
– В наших краях, — продолжил свой рассказ Рабадан Гаджиевич, — были спорадически найдены «каменные бабы», относящиеся к эпохе бронзы. Это наиболее редкая и загадочная группа археологических находок подобного типа. Они отмечены учеными в Европе, начиная с Франции и Пиренеев и заканчивая степями Северного Причерноморья. Есть они и на территории Кавказа – от Краснодарского края до Азербайджана и Армении включительно. Стелы эпохи бронзы делятся на два типа: простые стелы, изваяния и стелы с четкими антропоморфными признаками. Дагестанские скульптуры относятся именно к последнему типу.
И охрана, и украшение
Наша встреча с ученым и «каменными бабами» проходит во дворе Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН. Здесь они и украшение двора, и «охрана института». И точно никуда не денутся, — не потому, что прикреплены к стене проволокой, а потому, что каждая весит по полтонны. И все они открыты для просмотра.
Среди представленных здесь «каменных баб» хорошо изучена только одна — найденная в 1968 году в Буйнакском районе. Ей посвятили свою статью ученые Магомед Гаджиев и Мисрихан Маммаев. Найдена она была в четырех километрах от села Экибулак Буйнакского района (жители села были переселены после землетрясения 1970 года в Кизилюртовский район). Место нахождения, как описывают ученые, представляло собой поляну, усеянную небольшими курганами, некоторые из них были окружены каменными кольцами — кромлехами. Изваяние лежало на одном из курганов головой на юг, лицом вниз. Для определения времени могильника ученым предстояло расчистить одно из погребений, где был обнаружен каменный ящик, сложенный из вертикально поставленных плит.
Расхитители могил
«В ящике было найдено несколько фрагментов грубой розоватой керамики с обмазанной внешней поверхностью. Подобная керамика и погребальные сооружения в виде каменных ящиков весьма характерны для эпохи бронзы Северо-Восточного Кавказа, особенно для могильников каякентско-хорочоевской культуры»,
— рассказывают об этом ученые в научной статье.
Данная фигура изготовлена приблизительно в третьем тысячелетии до нашей эры.
– Спустя 500-600 лет ее использовали вторично. То есть она была значима для тех народов, которые изначально хоронили своих людей на той местности, где была обнаружена «каменная баба»; спустя века ее перестали почитать, она утратила смысл, и, возможно, ею был перекрыт каменный ящик так называемой каякентско-харачоевской культуры, — рассказывает Рабадан Магомедов. – А когда грабители потрошили древнюю могилу, им пришлось тяжелую каменную стелу отодвинуть, после чего ее и обнаружили местные жители, которые сообщили о находке археологам.
То, что перед нами действительно изображение женщины, а не мужчины, выдают четко очерченная грудь и более утонченные руки, черты лица, хотя насчет последнего можно и поспорить. Подобные «каменные бабы», как сказал наш гид-археолог, встречались также в Каякентском, Табасаранском, Дербентском и других районах равнинного и предгорного Дагестана. Наиболее известная стела эпохи бронзы стоит и в настоящее время – недалеко от дороги, ведущей в село Каякент, поблизости от могилы знаменитого ученого академика Гмелина. Памятник огражден и находится под охраной государства.
Откуда пришли «бабы»?
На вопрос, откуда же «каменные бабы» взялись в Дагестане, ученый осторожно отмечает, что для такого ответа слишком мало данных. Эти категории археологических находок, как правило, лишены «паспортных данных», они найдены случайно. В любом случае подобные каменные стелы связаны так или иначе с кочевниками разных исторических эпох; каждый раз надо исходить из характерных морфологических черт изучаемых фигур. Для разных народов, культур и времени были характерные типажи, и не всегда они обозначали одно и то же; если где-то «каменные бабы» служили в качестве объектов для поминальных обрядов, у других они могли быть предназначены для культа плодородия, рассказывает ученый.
Распространенность каменных стел именно в степной зоне может быть объяснено еще несколькими аспектами, утверждает Рабадан Гаджиевич.
– Например, в степи как сами курганы, так и стелы на них могли служить, помимо всего прочего, как выделяющиеся ориентиры. С другой стороны, племена могли расставлять «каменных баб» и с таким прицелом, чтобы соседние племена знали, что эти земли и пастбища «уже заняты».
Из беседы с археологом Рабаданом Магомедовым стало ясно, что «каменные бабы» – очень редкая категория археологических артефактов, к тому же чрезвычайно слабо изученная. Неоспоримо их большое научное значение для исследований материальной и духовной культуры древних племен, как населявших наш край, так и кочевавших вдоль Каспийского прохода из степей Юго-Восточной Европы в Закавказье и в Переднюю Азию на различных исторических этапах.
А мне почему-то кажется, что таким ценным артефактам очень грустно и одиноко под открытым небом, хотя и во дворе института. Их бы выставить в залах Национального музея Республики Дагестан с особым — направленным — светом и необходимыми научными табличками. Это бы оценили многочисленные посетители музея, в том числе гости и туристы со всех краев нашей родины, да и экспонаты бы не портились от зноя, дождя, снега и ветра.
Малика Курбанова