Жуткие и забавные поверья народов Дагестана
В невидимом мире испокон веков идет борьба добра со злом (ну все почти как и в нашем – видимом). Оно старается нанести нам вред, напакостить, а мы оберегаемся изо всех сил. Сегодня будем говорить о божествах и демонах. Они есть, это вам не я говорю, а предки, мировосприятие которых изучили этнографы.
Ученый-этнограф, доктор исторических наук Руслан Сефербеков собрал необычные истории (былички) о контактах человека с нечистой силой. Там, в параллельной реальности, сверхъестественные персонажи строят свою иерархию. Периодически в пограничных ситуациях (в полдень, полночь, в локусах обитания нечистой силы) демоны заглядывают и в наш мир. И мы готовимся к общению с ними, и тут надо все сделать правильно, чтобы наверняка задобрить их. И помогут в этом советы наших прапрабабушек.
Оказывается, в шабаше мифологических существ Дагестана шайтаны – далеко не самые коварные. А если увидите странные символы на стенах домов в наших селениях, всякие лабиринты, подвешенные на фасадах каменные кольца, подковы, колючки и рога над воротами – знайте: это не декор, а самые настоящие обереги от нечистой силы.
Божества и демоны
– Мифология и традиционные верования зародились еще в древности, – знакомит Руслан Сефербеков с демонологией народов Дагестана. – Наши предки поклонялись горам, воде, земле, лесам, небесам, солнцу и луне. Все природные объекты имели своих хозяев, у всего были свои божества, но были и враждебно настроенные силы – демоны болезни, демоны кладбища, ведьмы. Во всех мифологиях (и Дагестан не исключение) существует трехчастная картина мира. Верхний мир – небо, где обитают боги. Средний мир – земля, он для людей. Нижний мир – преисподняя, для демонов.
Все мифологические существа – часть традиционной духовной культуры Дагестана, правда, имеются и заимствованные – те персонажи, которые были привнесены к нам в период исламизации: джинны, пери, малаики… Ислам, конечно, был против языческих персонажей, но они оказались настолько живучими, что сопротивляться им было бессмысленно, ислам не смог их перебороть и вынужден был мириться с существованием традиционной мифологии. Некоторые местные добрые и злые духи попали в разряд мусульманских и стали называться джиннами и шайтанами, но былые ипостаси и характеристики в них сохранились.
Может показаться, что все зло идет от мужских мифологических персонажей. Но не всегда мужчины-духи были во главе угла. В позднепервобытную эпоху произошел переворот полов, который завершился установлением патриархата. А было время, когда женщина занимала главное место в семье и обществе, и счет родства велся по женской линии. Правда, наука отвергает бытование матриархата, хотя женщина почиталась и занимала видное место в жизни человеческого общества и в мифологии: даже верховным божеством считалась женщина, так называемая Верховная Богиня-мать. Но уже ближе к классовому обществу происходит переворот в положении полов и наступает патриархат.
Женские божества низвергаются с пьедестала и попадают в разряд демонов. Эта закономерность прослеживается во всех мифологиях народов мира. Верховную Богиню-мать сменяет Бог-отец. У каждого дагестанского народа он имел свое название: ЦIоб, ЦIалла, Алпан, Зал, Умчар, Гыниш, Йиныш, Тенгри.
«Аждаха придет!»
Во все времена дагестанских детишек пугали аждахой: «Будешь плохо себя вести – аждаха заберет себе», «Не покушал – аждаха тебя съест». Прошло много лет, мы уже сами мамы и папы и, как и наши предки, пугаем детей этим персонажем.
– Аждаха в Дагестане появился под влиянием иранской культуры. Его представляют в виде дракона.
И всех этих мифологических персонажей не стоит «изгонять» – их надо беречь для сохранения этнической и культурной идентичности народов Дагестана. Сегодня они – элемент традиционной культуры.
Все мы слышали о домовых, проникающих в жилище и душащих человека во сне. Их стараются задобрить, оставляя им в укромных местах жилища (кладовая, углы) гостинцы – мучную халву, но без соли и сахара, молоко в яичной скорлупе. Что удивительно, дагестанский домовой, в отличие, например, от славянского, не живет дома, а приходит извне. Никто точно не знает, где он обитает. Говорят, что он живет на мельнице.
По поверьям, демоны обитают в основном за пределами села: в лесах, горах, на берегах рек, на хуторах, в полях, ущельях, местах выброса нечистот и почему-то на мельнице. Люди, пришедшие на мельницу для помола зерна в муку, старались не оставаться на ней с ночевкой, а если и оставались, то ни в коем случае не в одиночку и обязательно разводили в помещении костер и зажигали лампу. И это несмотря на то, что зерно и мука являются символами достатка и оберегами от злых духов. Если мельница находится на краю села или у реки, то, по поверьям, здесь можно встретить злых духов. Особенно опасной среди них была Албасты (в переводе с тюркских языков «ал» значит «алый», «красный», а «басты» – «давить»: такое определение дает этнограф Сакинат Гаджиева в своей монографии «Кумыки»). Этот демон будто бы проникает в жилище, где недавно родился ребенок, и, принимая женский образ, начинает заговаривать с роженицей; как только та открывает рот, чтобы ответить ей, он вырывает ей язык и внутренние органы (сердце, легкие, печень, кишки) и несет к речке, чтобы, сполоснув их, съесть.
Самые известные в Дагестане злые духи – это шайтан и джинны. Шайтан – это дьявол, и он однозначно враждебно настроен по отношению к человеку. А вот джинны попадаются разные: добрые и злые. Есть среди них и такие, что, прежде чем придушить, проявляют трогательную заботу, интересуются: «Тебе чего надо?» И здесь главное не растеряться, а поймать удачу за хвост и смело попросить: дом, машину, украшения, красивую невесту. Если верить поверьям, все непременно сбудется.
Некоторые демоны, по поверьям, обладали волшебными атрибутами: шапкой-невидимкой, посохом, клубком ниток. Если человеку удавалось стащить у демона шапку-невидимку, она навсегда оставалась у похитившего ее. Но такое не удавалось никому: демон настигал похитителя, отбирал волшебный предмет и со всего маху бил своей лапой по заду человека. Отпечаток руки шайтана навсегда оставался на одежде и его невозможно было стереть: одежда на этом месте постоянно портилась.
Змея и другие проделки домовых
По преданиям, в каждом доме обитает «домовая змея», с которой связано благополучие («баракат») его обитателей. Если змея уползала из жилища или ее по незнанию убивали – это было к несчастью (к смерти хозяина дома и его домочадцев, к пожару и разрушению жилища). Если домашние видели в доме неожиданно выползшую змею, то ее не спешили прогонять или убивать. Верили в то, что, возможно, это была «домовая змея», которая раз в семь лет напоминала о себе. Ей нужно было положить «садакъа» – мед, халву, молоко. Нужно также было прочитать молитву, и змея уползала в свое жилище.
В аварском селении Гагатли наличие благополучия и достатка связывали еще с присутствием в доме зооморфного существа, похожего на хорька, которого звали Итракъуси. Оно якобы обитало в стене дома.
Некоторые аварцы верили в существование мифологического персонажа Кажа или Каржа. Его описал в 1927 году известный этнограф-кавказовед Григорий Чурсин. По поверьям, Каж являлся в облике змеи, барашка, петушка или курочки.
– Жители селений Могроб и Косрода верили, что Каж в темное время суток обитал в хлеву, а днем грелся на солнышке, недалеко от села. В селении Гента говорили, что имелся «холм, с которого вызывали Кажа». Одни считали, что он предвестник «балагьа», то есть беды и несчастья. Женщины Чоха, услышав звуки, издаваемые Кажем, приговаривали: «ЛъикIалъе батаги!» («Пусть будет к добру!») – и клали для него под притолоку «эрен чед» – лепешки, обмазанные сверху медом или халвой.
В селении Кудали, как только слышали стрекотание Кажа, сразу же клали под притолоку халву, чтобы он, отведав ее, покинул этот дом. В селении Шуланиб было принято в четверг вечером «создавать запах» («махI тIамула»): раскаленную сковородку мазали жиром или кидали на нее высушенную пчелиную головку, растертую на ладони вместе с медом или воском. Это было своеобразным жертвоприношением духам и свидетельством того, что Каж, вероятно, покровительствовал и пчеловодству.
Одни верили, что он охраняет скот, а другие – что губит.
«А есть и реальные истории. Вот послушайте, – рассказывает Сефербеков. – Дело было в селении Урух-сота. У Патимат была корова. Случилось так, что у этой отелившейся коровы вдруг пропало молоко. Это насторожило хозяйку, и она вместе с сыном решила проследить за ней. Заночевали они в хлеву. Проснулась Патимат оттого, что корова начала вести себя беспокойно. В темноте она увидела, что ее корову сосет нечто чуть больше кошки. Испугавшись, Патимат начала читать вслух мусульманские молитвы, и существо тут же исчезло, и молоко у коровы вновь появилось. А однажды она нашла в хлеву теленка мертвым, изо рта у него сочилось молоко. Пожилые женщины уверяли, что теленка задушил Каж – так он отомстил за отобранное молоко. Говорят, что раньше подобные случаи происходили часто. У славян домовой также иногда мучил домашних животных».
Поговаривали, что злые духи строили козни и против малолетних детей. И тут в борьбу с ними вступали обереги – молитвы, кинжал, ножницы, чеснок.
Чтобы оградить ребенка от козней джиннов и шайтана, под его подушку клали амулеты с аятами Корана, ножницы и нож, у изголовья ставили веник, в комнате рубили воздух кинжалом. Если малыш вдруг заболевал, верили, что это злой дух наслал болезни. И тут приходилось вступать в переговоры с потусторонним миром. Обращались к местному священнослужителю или знахарю, лечившему болезни народными методами. Он произносил молитву и резал черную или белую курицу. Мясо и кровь курицы варили, их ела вся семья, а кости хоронили в местности (чаще всего на перекрестке дорог), где водились духи.
«Употребление в пищу крови курицы в исламе запрещено, а обряд свидетельствует об архаичности и доисламских корнях ритуала, – говорит Руслан Сефербеков. – Особенно часто наших предков донимал домовой, что вызвало способы избавления от него. Например, следовало хорошенько побить его палкой. Рассказывают, что однажды в табасаранском селении Хоредж муж проснулся от хрипов спящей рядом жены и понял, что ее душит домовой Рух. Муж схватился за кинжал и нанес несколько ударов поверх одеяла. Послышались стоны раненого домового, а при свете муж и жена увидели растекшуюся на полу кровь Руха.
Одни женщины вступали в борьбу со злыми силами голыми руками, другие прибегали к хитростям. В селе Тураг даму преклонных лет тоже каждую ночь донимал Рух. В одну из ночей она схватила Руха, укусила его и кинула о стену. После этого он больше ее не донимал.
В селе Нижний Ярак женщина, которую мучал домовой, обложила свою постель бараньими шкурами и воткнула в них иголки. И это сработало. Утром она нашла шкуру Руха, а кругом была вытекшая из него вода.
Одного мекегинца каждую ночь тоже доставал домовой. Тот решил подкараулить назойливого демона. Когда это существо появилось в комнате, мужчина с размаху ударил его. Оно разлетелось на мелкие шарики, но тут же приняло прежний облик. Затем с криком «гургури-мегури» вылетело в окно и больше не являлось».
Наряду с демонами-антагонистами рожениц и новорожденных были и персонажи, покровительствовавшие детям. Например, если ребенок улыбался во сне – «значит, ангелы показывали ему рай» или добрый дух «нагонял ему добрые сны». Взрослым при этом ни в коем случае нельзя было улыбаться, так как добрый дух мог обидеться, думая, что его передразнивают, и переставал покровительствовать ребенку.
Как видно из представленного материала, наши предки имели богатую духовую культуру, свое миропонимание и мировоззрение, наделявшее «верхний» и «нижний» миры его обитателями – божествами и демонами. С принятием ислама многие персонажи традиционных верований и мифологии были забыты. Сохранились (иногда в исламизированном виде) лишь некоторые из них.
Ясмина Абдулова
Читайте также И люди сыты, и памятники целы