Дагестанский композитор и пианист Гюли Камбарова – выпускница Махачкалинского музыкального училища, а также Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова. В настоящее время живет и работает в США. Композиции Гюли уникальны. Это невероятное сочетание восточных мелодий и ритмов в рамках современной классической музыки.
Послушать музыку Камбаровой на творческие вечера приходят сотни людей. В эти дни в самом большом городе американского штата Кентукки – Луисвилле – проходил авторский концерт композитора. «Картины юга России» – так назвала Камбарова свое выступление. Но признается, что такое название больше для публики, «чтобы было понятнее».
— Гюли, а как, по-вашему, нужно было бы назвать концерт?
– Правильнее было бы назвать «Ностальгия по родине». Потому что почти все композиции посвящены моему Дагестану.
— Где вам комфортнее выступать: в России или в Америке?
– Иногда мне кажется, что такую этническую музыку здесь, в Америке, принимают лучше, чем в некоторых городах России (я не говорю о Дагестане). Здесь чувствуется атмосфера абсолютного внимания и уважения к музыке. Это удивительно и, безусловно, приятно, потому что я люблю наши народные мотивы, и мне хочется передать эту любовь многим людям в самых разных уголках мира. Неважно, как далеко ты уедешь из Дагестана, сердцем ты остаешься на этом небольшом островке Земли, который называется Родиной! Если ты родом из Дагестана, твое сердце будет всегда пылать ярким огнем дагестанских мелодий, насыщенных колоритом аутентичных гармоний, ритмами гор и, конечно же, необычайным разнообразием красок музыкальной палитры, проникающих в сердца людей. Эти напевы даруют всем нам светлые минуты счастья, озаренные магической силой музыки.
— Вы родом из Махачкалы. Очень любите этот город и Дагестан. Почему же уехали?
– Так сложилась моя жизнь. Она повела меня по своему пути. Родилась я в Махачкале. Моя мама Галина Кузьмина – преподаватель фортепиано (окончила Махачкалинское музыкальное училище). Папа Низами Дадашев – механик. Огромную роль в моей жизни сыграла бабушка Гюли Дадашева, в прошлом – главный инженер завода им. Гаджиева, председатель женсовета, химик-технолог по образованию. Она всегда поддерживала и приложила все усилия, чтобы у меня была возможность получить хорошее образование.
Когда мне исполнилось 17 лет, я вместе с бабушкой уехала в Ростов-на-Дону. В 2005 году вышла замуж за Самира Камбарова, с которым познакомилась в консерватории в годы обучения. По окончании я вступила в Союз композиторов Дагестана (2010 г.), а через год – в Союз композиторов России.
Вскоре уехала с мужем в США, где продолжаю писать музыку, даю концерты и поддерживаю отношения с дорогими мне людьми, оставшимися в России. Здесь, в Америке, родился мой сын Тимур Камбаров, которому на данный момент 4 года.
— Кто повлиял на ваше музыкальное развитие?
– Огромную роль в становлении меня как музыканта сыграли мои учителя. Это Рамазан Фаталиев – первый учитель по композиции, Ирина Нахтигаль – первый учитель по истории музыки, Зарема Бутаева – первый учитель по теории музыки, Галина Гончаренко – профессор композиции в консерватории, Наталья Симонова – профессор фортепиано в консерватории, и многие-многие другие чудесные педагоги и музыканты.
Немалую роль в моей карьере сыграл фонд Расула Гамзатова, заплатив за мое второе высшее обучение в консерватории. Как молодой композитор я получила специальный грант имени Расула Гамзатова. Они поддержали мой авторский концерт, прошедший в 2007 году в Махачкале, в Кумыкском театре. Его организатором была Ирина Нахтигаль. В 2014 — 2015 годах я получила 3 диплома на конкурсе в Санкт-Петербурге за свои хоры на стихи Гамзатова, один из которых удостоен номинации «Лучшая песня патриотического характера» и позже исполнен на фестивале в 2015 г. в Махачкале.
— Как проходила подготовка к вашему первому авторскому концерту в Америке?
– Мы готовились около полугода. Вместе с коллегами-музыкантами репетировали по 5 — 6 часов в день. Авторский концерт – это большой труд. Чтобы собраться на репетицию, некоторым моим коллегам даже приходилось приезжать из другого штата. Но в итоге мы сделали хороший и интересный концерт. Американская публика очень открыта для восприятия новой музыки. Американцы слушали с большим интересом о традициях и культуре Дагестана. Как музыкант и публичный человек я чувствую свою ответственность. Считаю, что люди должны узнать Дагестан и понять колорит нашей музыки.
— Выходя на сцену, думаете о том, какое впечатление произведете на публику, или это уходит на второй план?
– Я полностью абстрагируюсь. Это несложно, ведь каждая композиция – память о том или ином человеке, это ностальгия по родине. Мое любимое произведение – «Романс» для виолончели и фортепиано, произведение драматическое, пронизанное остротой гармоний и ярким мелодизмом. Оно посвящено сестре Ираде, живущей в Баку. Она — пианистка по образованию, и мы с ней очень близки.
Временами такие произведения бывает сложно играть, потому что каждый раз проходишь через то или иное состояние, присущее данному произведению. И зрители это чувствуют. Именно поэтому некоторые зрители на концерте даже плакали. Для меня очень важно донести до слушателя характер и замысел произведения.
— Планируются еще концерты в США?
– Да, мы уже начали готовиться к следующему, который планируем сделать джазовым. Я пишу новые композиции и даже беру уроки джазовой импровизации.
— Какие музыканты являются для вас кумирами?
– Я очень люблю классическую музыку, джаз, народную и поп-музыку – самые разные жанры. Мои кумиры – известные композиторы С. Рахманинов, Ф. Шопен, К. Дебюсси, А. Хачатурян и многие другие. Восхищаюсь музыкой Ширвани Чалаева, Мурада Кажлаева, Сергея Агабабова. Я преподаю в Академии музыки Луисвилля, и мы с учениками разучиваем их произведения. Мне радостно от мысли, что где-то в Америке, так далеко от моей родины, дети, то есть новое поколение музыкантов, узнают наших прекрасных композиторов. Мне хочется, чтобы как можно больше людей узнали гениальных дагестанских музыкантов. Кроме того, рассказываю детям о жизни и творчестве наших композиторов.
— Когда планируете выпустить второй диск?
– Первый диск «Мечты» был выпущен 2 года назад. Сейчас мы ищем средства на второй. В него войдут новые произведения, написанные за последние 2 года. Хочется, чтобы люди услышали мою новую музыку. И нам, конечно, очень помогла бы спонсорская поддержка.
— Планов вернуться в Дагестан нет?
– Сейчас сложно строить планы на будущее. Сердцем я, безусловно, тянусь на родину. Если ты — дагестанский композитор, то твоя миссия – не потерять ни на минуту тот первородный контакт, который навеки заставляет служить распространению музыкальной культуры Дагестана, наполняя нашу планету очаровательными напевами дагестанских мелодий, легко узнаваемыми в разных уголках Земли. Нет ничего слаще и насыщеннее тех чувств, когда рождение музыки заставляет задумываться о вечных ценностях жизни. Музыка Дагестана возвращает к жизни людей разных национальностей, культур и стран. Она заставляет чувствовать боль и радость, добродушие и отчаяние, любовь и предательство, учит состраданию, которого нам всем так не хватает в этом сложном мире без мира…
Давайте сохраним наш цветущий островок под названием Дагестан, будем воспевать его красоту в песнях гор и зажигательных танцах народов республики. Пусть мир узнает, что есть такой удивительный край, который я горжусь называть Родиной!
Концерт Гюли Камбаровой в Америке можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=Oa7kmRKqgJQ&feature=youtu.be.
Мадина РАМАЗАНОВА