Эй, Сулейман, будь терпелив,
Достоинства не уронив.
Разбудит разве твой призыв
Заснувших непробудным сном?
В далёком 1934 году Сулейман Стальский получил звание Народного поэта Дагестана. Эта была констатация очевидного факта. Поэт родился в бедной крестьянской семье и рано лишился родителей. Детства у него вообще не было, в 13 лет он работал по найму батраком, а после рабочим на бакинских нефтяных промыслах. Стихи Сулеймал устно и первые его выступления были на соревнованиях ашугов в 1905 – 1909 годах.
О чём были его стихи того периода и за что лезгинский народ так полюбил его слово.
В своих песнях он выступал как разоблачитель горской знати, и царских чиновников, местных феодалов и мусульманского духовенства. Ему не надо было это придумывать, сама жизнь диктовала строки.
Сегодня говорить об Октябрьской революции как о Великой — не очень популярно, но из песни слов не выкинешь. Сулейман Стальский приветствовал революцию новыми стихами «Погибни, старый мир», «Рабочий».
Всесоюзная слава обрушилась на поэта после съезда советских писателей в 1934 году. Алексей Максимович Горький после выступления Стальского назвал его «Гомером XX века». Этот ореол сопровождал Сулеймана Стальского всю последующую жизнь.
Его стали переводить на другие языки народов СССР. Известный тандем с писателем Эфенди Капиевым реализовался с лихвой. Стихи разлетелись за пределы Дагестана. Творчество этого периода безусловно связано с завоеваниями революции, социалистическим переустройством общества, с победами Красной Армии. Посвящал он песни товарищам: Сталину, Кирову, Орджоникидзе. Поэзия Сулеймана полна метафоричности и образности, но главное что подкупает читателей искренность и правда жизни.
Интересный факт. В 1935 году Сергей Миронович подарил поэту автомобиль М-1, который позже стал одним из главных экспонатов музея Сулеймана Стальского в его родном селе Ашага-Стал.
В случае с Сулейманом Стальским правильно сказать «он создал» произведение, поскольку писать поэт не мог. Он создал ряд крупных поэтических произведений и главное из них поэма «Дагестан», в которой охвачено три периода истории республики: годы борьбы горцев с русским самодержавием за свою независимость, годы колониального угнетения и период гражданской войны и последующей жизни в ДАССР.
Поэзия принесла поэту славу, но не богатства. Быт Народного поэта Дагестана был настолько аскетичен, в чём собственно мог удостоверится каждый кто посещал домик Сулеймана, видел установленный на полу дастерхан и начищенный самовар.
Но увы, сегодня можно только вспоминать о такой поездке в Касумкентский народ. В канун наступления Новруза (Яран-сувар лезгинское название праздника ) 22 марта, пришло печальное известие, что сгорел дом-музей Сулеймана Стальского. Появились комментарии, в которых основной версией называется умышленный поджёг.
«На Яран-сувар в селах зажигают костры, это такая традиция, а радикалы решили поджечь дом-музей поэта, тем самым бросив вызов обществу. Хотите костер — получайте», — цитирует одного из местных жителей лезгинский информационный портал Lezgi Yar.
Директор музея Лидия Стальская, внучка поэта, также считает, что дом сгорел в результате пожога. Дом-музей много десятилетий является филиалом Дагестанского государственного объединённого историко-краеведческого музея. Работой по сохранению наследия Сулеймана занималась его семья и все кто приезжал в Ашага-Стал безусловно мог почувствовать их теплоту.
Зачем понадобилось уничтожить литературный музей совершенно не понятно. Вернее это не укладывается в голову просвещённого человека. Но последние годы общество повсеместно сталкивается с варварством. Убивают людей, разрушают памятники культуры. В пустые головы закладывается безотказное оружие ненависти, ко всему, что создано до них. Если сегодня не остановить вандализм, то ни стоит питать иллюзий о светлом завтрашнем дне. Будет только намного хуже.
Следствие по делу пожара в доме-музея Сулеймана Стальского возможно выйдет на
преступников, но смогут ли специалисты восстановить экспозицию замечательного музея. Известно, что в районе начался сбор средств на его ремонт.
Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева, после осмотра места трагедии, вместе с главой района Нариманом Абдулмуталибовым обсудили первоочередные меры по восстановлению музея.
Будем надеется что виновные будут наказаны, а у нас будет возможность заехать в Ашага-Стал в гости к Сулейману, чтобы выпить чашечку чай из знаменитого самовара и почитать стихи:
«Я, Сулейман, не знаю книг,
Но хорошо одно постиг:
С трудом, с трудом даётся стих —
Стиха пустого быть не может!»
Марат Гаджиев