Я медленно бреду по рынку. Именно бреду после рабочего дня, с думами о домашних делах (лукавлю – думаю о том, как провести новое мероприятие для детей из реабилитационного центра). И вдруг… стоит Он! Красавец! Загадочно поблескивает медными боками, лихо задрав в небо трубу. Самовар! Нет, Самоварище! Улыбчивый шашлычник предлагает выпить чашечку настоящего чая «с дымком», и я понимаю, какое мероприятие мы проведем для детей. Хозяином праздника будет он, 170-летний Самовар, именно ему мы и посвятим очередное музейное занятие в нашем Центре традиционной культуры.
Когда в Центре только создавался музей (это, конечно, громко сказано «музей» — на самом деле это небольшой этноуголок, куда сотрудники и гости приносят чудом сохранившиеся вещи бабушек и дедушек – кувшин, чесалка для шерсти, зеркало, примус…), нам очень хотелось сделать так, чтобы он не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность посетителей в процессе приобщения к культуре своего народа. То есть нужно было создать особое воспитательное пространство, где можно реализовать специальные культурологические программы, вести экскурсионно-выставочную и клубную работу. Музей стал для нас источником вдохновения.
Ведущий метод в работе с детьми, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Планируя музейные занятия, мы обязательно учитываем возрастные особенности наших гостей. В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в нашем не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а у нас он – участник творческого процесса.
Вернусь к Самовару. Как вы уже догадались, он прибыл к нам в Центр на встречу с ребятами из Центра реабилитации несовершеннолетних (хозяин Мамед сам с радостью привез его и показал, как правильно растопить) и стал главным героем музейного занятия «В гостях у дедушки Самовара». На таком занятии ребятам не бывает скучно, так как само по себе музейное занятие отличается от традиционных занятий в школе: ребята не сидят за партами, а познают музейный предмет, играя, соревнуясь друг с другом в сообразительности и находчивости: отгадывают загадки, отправляются вместе с работниками Центра в путешествие по времени, смотрят видеофильмы. На занятиях сняты обычные музейные запреты: можно брать предметы, бегать, прыгать: Ахмед лежит на ковре с книгой «Сказочные самоцветы Дагестана»; вихрем промчался по коридору Шамиль, размахивая саблей, следом едва успевает за ним Ирина, воспитательница Центра реабилитации (все-таки оружие!); девочки столпились возле стола костюмера Эльмиры – они учатся печь блины; во дворе мальчишки с завхозом Курбаном растапливают самовар. А в конце занятия, когда певица ансамбля «Мелодия» Зоя Сатуева предлагает всем испить настоящего «с дымком» чайку, все вдруг обнаруживают, что в вестибюле появились столы с пирогами и фруктами. И началось… Девочки несут к столу самостоятельно испеченные блины, помогают сотрудникам нарезать пироги, накрыть на столы и наконец, чумазые, но гордые ребята вносят в зал пышущий жаром Самовар…
«Самовар поет, гудит. Только с виду он сердит», — этой песней встречают Самовар артисты народного детского ансамбля «Планета детства». Это тоже часть музейного занятия. Ансамбль – это талантливые девчонки и мальчишки, которые вкладывают в свои номера всю душу и преподносят их на профессиональном уровне. Каждое выступление – незабываемое зрелище: отменный вокал, блестящая хореография, яркие костюмы, оригинальные аранжировки и огромный репертуар, включающий как известные российские песни, песни дагестанских авторов, так и свои собственные (песни Сони Бабаевой – руководителя ансамбля «Мелодия»). Очень много песен патриотической направленности, песен народов мира в стилизации, песен на языках народов Дагестана, огромный репертуар песен о спорте и здоровом образе жизни. Благодаря творческим усилиям художественного руководителя – преподавателя музыки Нелли Асановой – коллектив является лауреатами и дипломантами престижных республиканских фестивалей «Дети гор», «Перепелочка», «Эхо гор», «Дагестан — моя семья». Но, прежде всего, «Планета детства» — это дети, которые ни минуты не сидят на месте. Вот и теперь, спев песню, они наперегонки с гостями ринулись к блинам и пирогам, несмотря на свои звания и награды.
При правильной постановке работы в музее (мне так легче называть наш этноуголок, лишь бы сотрудники настоящих музеев не обиделись), музей становится не только своеобразной образовательной зоной, но зоной общения, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея. Замечу, на второе занятие ребятки пришли со сменной обувью – у нас ковры и чистота. Никто из сотрудников Центра ничего по этому поводу не говорил.
На первый взгляд музейное занятие довольно распространенная форма работы, даже традиционная, но мы уже чувствуем, что требуется другая форма – детско-взрослые совместные проекты, где взрослые будут выступать в роли консультантов. Такой проект мы с ребятами уже наметили. Будем открывать «Город Мастеров» (мальчишки придумали название). Направления проекта тоже определены: «Чудеса из сундучка» — мастер-класс модельера Гурии Моллаевой, «Говорящие камни» — мастер-класс Магомеда Баркалова (я стою на балконе, а внизу Магомед показывает ребятам, как подбирать камни для строительства водопада. Мозговой-штурм – название для вашего проекта – и здоровское название у нас есть – «Говорящие камни») и «Волшебное серебро» — мастер-класс Зулейхи Магомедовой.
Но одно дело – придумать проект! Расписать его, оформить – это все рутинная работа. Нужно думать о другом. Нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить заготовки, игры, раскраски, атрибуты, найти образ. Музейное занятие, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное. Нужно расшевелить воображение и фантазию, которые итак максимально развиты в детском возрасте. Просто все зачастую находится в полудреме, вот и стоит перед нами задача – разбудить.
Заслуженная артистка РД Зоя Сатуева готовится к встрече гостей. Она сегодня хозяйка, ей вести занятие. Именно она приглашает гостей на блины и пироги. Яркая, красивая, настоящая актриса… Но я вижу усталый взгляд – только закончилась важная репетиция. Через секунду этот взгляд исчезнет – на пороге стоит первый гость. Тот самый Шамиль, который через полчаса будет бегать по коридорам Центра, лихо размахивая саблей.
Заканчивается еще один рабочий день. Вроде бы все сделали, прибрались в залах, перемыли посуду. Можно идти домой… Но не тут-то было! В кабинет вихрем влетает всегда степенная Гурия, наш модельер. «Смотри, что я нашла у родственницы в сундуке. Это чохто называется «Бахбако». Такое ты нигде сейчас не увидишь». И все! Уже промелькнула в голове идея нового музейного занятия, а значит, рабочий день продолжается…
Жанна МАГОМЕДОВА,
г. Хасавюрт