Люди в горах любят рассказывать истории. Особенно хороши воспоминания, «как замуж выходила» и «как правильно от сглаза свадьбу уберечь». Многие из традиций бракосочетания в Дагестане остались в прошлом, но некоторые до сих пор берегутся и передаются по наследству. Рассказываем о них.
Когда в Карабудахкенте готовятся к свадьбе, мастерицы вручную перебирают овечью шерсть лучших сортов, чтобы изготовить обязательный атрибут приданого невесты – четыре одеяла. Шерсть – будущая начинка для них. Мой проводник в кумыкский мир Азинат Абагишиева рассказывает, что в каждом тухуме (роду) была своя мастерица и ее помощницы. Шутка ли – сделать четыре ювургъана (шерстяное одеяло).
Начинка – только часть дела. Внешний вид имел особое значение. Поэтому узоры на чехле и сегодня вышивают только вручную. И, оказывается, по ним вычисляли, из какого рода невеста: у каждого тухума был свой неповторимый почерк.
Карабудахкентские мастерицы испокон веков вышивают узор в виде ромбиков со сладким названием «пахлава», а еще выводят цветы и солнце – на счастье.
У северных кумыков существовал обычай «хинжал байлав» («надеть кинжал»), который определял, быть свадьбе или нет. Парень просил родных привязать кинжал на пояс брату или дяде понравившейся девушке. Если подарок принимали – значит, пора готовиться к свадьбе. Бывало, что кинжал и возвращали…
А в некоторых кумыкских селениях невесту ждали не мед с маслом, а сито с корытом. Дары радостно вручала счастливая свекровь. Невесте запрещалось выходить на улицу до проведения обряда «сувгъачыгъыв» («хождение за водой»).
Рассказывают в Нижнем Казанище, что был когда-то у кумыков еще один предсвадебный обычай. Засватанная девушка за месяц до свадьбы не должна была выходить из дома. И занятие для нее нашлось быстро. Всё это время она занималась вышиванием. Результат ее творчества должен был стать лучшим украшением будущего дома. И стараться приходилось так, чтобы все ахнули…
В гунибских горах, по рассказам, приданое готовили не только невесте, но и жениху. Здесь горцу давали… котел. И не просто так, а со смыслом: это символизировало, что мужчина должен быть готов к семейной жизни, кормить семью.
Вот по ругуджинским улочкам невесту ведут в дом жениха. Ее лицо покрывает специальное свадебное украшение. Местные называют его «маргъал». И до сих пор некоторые невесты в Ругудже выходят замуж именно в нем.
– Каждая деталь маргъала обязательно располагалась в строго определенном месте, – объясняет ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН, кандидат исторических наук Майсарат Мусаева. – Матерчатая основа расшита бляхами с изображением солярных знаков в виде крестов и спиралей. В более поздних вариантах встречаются бляхи и с растительным орнаментом. В центре внимания – жемчуг, отсюда и название украшения («маргъал» в переводе с аварского – «жемчуг»). Хоть он и был мелкий и необработанный, но очень ценился – за нить вокруг большого пальца отдавали корову. В ритуальном украшении было и изображение фигуры лошади. Культ коня широко распространен почти у всех народов Кавказа.
Этому украшению приписывались магические свойства, и все элементы на нем, согласно верованиям, берегли невесту от злых духов и дурного глаза. Жемчуг подчеркивал не только благосостояние семьи – он олицетворял чистоту и непорочность невесты. Сегодня маргъал передается из поколения в поколение, от матери к дочери.
– А на следующий день после свадьбы невесту одаривали подарками родственницы жениха, – продолжает Майсарат Мусаева. – Набиралось до 50 колец и браслетов. Раньше всех приходила мать жениха, в подарок невесте она несла самый красивый браслет. И если пришедшие с подарками родственницы «не замечали» на невесте браслета, то по селу ходил слух – свекровь невестой недовольна. Невеста всегда надевала два браслета. По поверью, это предотвращало семейные конфликты. И, что примечательно, в обычное время люди боялись привлечь внимание красотой и здоровьем – верили, что это прежде всего уязвимо для сглаза. Невесту же старались одеть как можно богаче и красивее, сделать объектом всеобщего восхищения. Считалось, что нарядная одежда и красивые украшения охраняют ее, отводя от молодой «дурной» глаз.
Заглянем в кубачинский дом. Когда невесту провожали в семью жениха, на нее одевали браслет весом более ста граммов. И явись она без него, по аулу тут же расходился слух, что невеста «пришла с пустыми руками». А после свадьбы эти браслеты вместе со всем остальным богатством невеста носила сорок дней и не занималась тяжелой работой.
А невесту из селения Муги Акушинского района ждала совершенно другая церемония: мать жениха выливала ей на голову ковш теплого топленого масла и желала безбедной жизни. Говорят, срабатывало.
Лакская невеста, выходя из дома, выносила два чурека. Один оставляла за воротами, другой несла в дом мужа. Вместе с хлебом обязательно приносила и воду. И у лакцев, и у даргинцев под ноги невесте при входе в дом жениха стелили овечью шкуру и кидали мелкие монеты. Это несло в себе вполне определенный смысл (шкура – символ изобилия, металл – оберег) и должно было принести новой семье счастье.
– И еще из необычного: в селении Генух за невестой шла целая процессия вместе с женихом, – рассказывает этнограф Майсарат Мусаева. – По дороге пели и танцевали. Друзья жениха несли в руках палки – охраняли его, чтобы не позволить сельчанам «похитить». Идущим преграждали путь и пропускали дальше только после выкупа. Обычно в качестве выкупа давали бузу, мясо, сыр, масло. Если с головы жениха или одного из друзей удавалось стянуть папаху, то расплачиваться приходилось серебряными монетами. За право войти в дом невесты у стороны жениха требовали выкуп размером в один рубль серебром или бараном.
Лезгинскую невесту из дома выводил отец, дедушка, брат или дядя. Впереди нее несли зеркало и зажженную лампу – это были обереги и символы чистой жизни. Старались нести так, чтобы огонь не погас, что в глазах людей предрекало бы разлад в семье. Когда невеста переступала порог дома, мама жениха осыпала ее голову мукой – для бараката (достатка).
Ясмина Абдулова. Фото автора
Читайте также Легенды и мифы древнего Губдена
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте».