Когда Георгий Свиридов начинал сюиту «Время вперед», он писал ее в сжатые сроки и написал за час под «рев» будильника. Свиридов, конечно, гениальный, и будильники гениальны, потому что – время. Оно шалит, разбрасывая минутами, днями, неделями, десятилетиями… Вот и сейчас говорит «Держи свои 90!» училищу. И поймало оно свою круглую дату да с гордостью сказало: «Зато я собрало самых талантливых музыкантов за это время: Ширвани Чалаева, Наби Дагирова, Сейфуллу Керимова, Сергея Агабабова, Магомеда Гусейнова, Манашира Якубова, Магомеда Касумова. И молодежь меня любит, приезжает из других городов, чтобы отца родного навестить!»
Да, правду говорит старик, ежегодно приезжают и в этом году дали свой концерт в серии концертов, посвященных его юбилею, две сестры из Саратовской государственной консерватории им. Л. Собинова – пианистка Наталия Сыпало, кандидат искусствоведческих наук, старший преподаватель Саратовской государственной консерватории, и флейтистка Анна Бобнева, солистка Саратовской областной филармонии им. А. Шнитке. Обе – лауреаты Международного конкурса. Они выступают в городах России, младшая Анна с оркестром дает концерты в Европе. Зритель везде встречает их тепло. В Дагестане бывают часто и всегда «играют с большим волнением». А сейчас вернулись в родное училище, где с одной стороны выступают они — профессиональные музыканты, с другой стороны – студенты.
На концерте студенты училища и музыканты из Саратова исполнили произведения «Время вперед» Георгия Свиридова, «Модерато» Цезаря Кюи, «Колыбельную» Джорджа Ширинга, «Сонату для флейты и фортепиано 2 и 3 части» Франсиса Пуленка, «Концертино для флейты и фортепиано» Сесиля Шаминада, Badinerie («Музыкальная шутка») Иоганна Баха, «Хоровод эльфов» Антонио Баццини, две прелюдии («Плач» и «Протест») Мурада Кажлаева, «Концертино для флейты с оркестром, переложение для флейты и фортепиано 3 ч.» Магомеда Касумова. А потом зрители отвечали на вопросы по творчеству композиторов.
За день до их выступления я была на репетиции и в какой-то момент услышала, как горные вершины спят во тьме ночной, а потом петухи кричат, пастухи рисуют посохом каракули на земле, молоко парное стреляет по воздуху и попадает в ведро. Я откровенно не понимала, откуда это, откуда такое глубокое понимание Дагестана, которое звучало во время исполнения дагестанских композиций. Все началось намного раньше, чем я думала, еще в 1938 — 1939-х годах война забросила на южный берег 11-летних детишек, которые потом остались тут жить. Это были родители преподавателя по фортепиано в училище Ольги Сыпало — матери Ани и Наталии. В Дагестан переехали, потому что им надо было выживать, что-то кушать. Во время голода в России в 1930 годы у сельского населения забирали все продукты: запасы зерна, мяса, молока, масла. Заходили в дом, брали из печки хлеб, все выгребали. Родители их были вынуждены искать место, чтобы сохранить своих детей. Так они и переехали на берег Каспия, где море богато рыбой и есть консервный завод. Родители здесь поженились и, когда родилась Ольга, отправили ее учиться в Махачкалинское музыкальное училище им. Г. Гасанова в 1968 году. Еще в раннем возрасте Ольга вместе с матерью ходила на уроки фортепиано. Родители Ольги не были музыкантами. Мама вела записи на занятиях и дома уже разучивала ноты вместе с ней. Окончив консерваторию, Ольга Сыпало вернулась в Махачкалинское музыкальное училище в качестве преподавателя. Потом она вышла замуж, родила Наташу и Аню, в пять лет брала их с собой на работу и обучала игре на фортепиано. Муж все это время ее поддерживал, хотя, как признается Ольга, это нелегко, когда дома три музыканта играют на разных инструментах. А муж — механик, окончил Московский институт железнодорожного транспорта.
Золотой ключик. Репетиция
— Детей мы планировали завести двоих, изначально было запрограммировано, что двое будут (смеется), если бы была третья рука, было бы трое. Старшая дочь родилась в 1982 году, а младшая — в 1983. В училище и консерваторию они поступили в одно время, так было проще. Когда пошли в школу дети, так получилось, что приехала замечательный педагог Антонина Петровна по совместительству работать, тогда не хватало кадров в училище, и флейтистов не было. К ней я и отправила Аню, — мама.
— Нам поначалу было сложно, и мы периодически думали бросить «затею» играть. Мама тогда говорила: «Вот ключик от пианино. Я закрываю инструмент, и больше вы к нему не подойдете. Не хотите – не надо». Запретный плод оказался сладким. Желание сразу возвращалось, потому что жалко было бросать. Потом началась учеба в консерватории, занятия проходили интересно, настолько, что мы, как пионеры, ни одно не пропускали. Жили с утра до вечера там. Я помню, приходили утром, уходили поздно вечером, потому что было очень много интересных пар, занятий. На предметах по специальности было сложно, иногда закрывались все ноты, — старшая.
К сестрам разный подход был, младшей нужен стимул в виде «кнутов», старшей – «пряников».
— Мой личный педагог мог немного поддеть меня, и тогда появлялось больше желания заниматься, да и учитывая конкуренцию по тем временам при поступлении, у меня не было другого выхода, это сейчас дети слабо идут в культуру, – младшая.
— Педагог должен быть тонким психологом, чтобы знать, кому можно что-то сказать, а кому нельзя этого говорить. И вообще, чтобы научиться играть, нужна дисциплина, самоорганизация, – мама.
Дагестан из себя не выкинешь
Уехав из Дагестана, они продолжают быть дагестанками во всем. Стиль у них, особенно у Наташи, делится мама, дагестанский. Их подкупает, что в Стране гор люди намного добрее и теплее друг к другу относятся.
— Они выросли вместе, друг друга чувствуют, их разделить невозможно. Как в ансамбле, невозможно, чтобы фортепиано отдельно играло свою партию, флейта – свою, нет, это одно целое, – мама.
— Когда малышка родилась у меня, я через неделю после ее рождения вышла на работу. Удержаться одной не совсем просто, родственная поддержка везде нужна, и сестра мне помогает, когда я хожу на работу, – младшая.
— Мужья у Наташи с Аней — тоже музыканты. Так получилось, что оба зятя из Тольятти. С ними они познакомились во время учебы в консерватории. Муж Ани — духовик, кларнетист, а Наташа с мужем своим училась в одном классе, у них был один преподаватель, муж ее старше на три года, спустя 10 лет после того как окончили, они поженились, – мама.
Сушеная колбаса и печеньки
Готовят они национальную еду, любят вкусно поесть, балуют себя острым, долмой, хинкалом, потому что выросли в кавказской среде. Мама научила их готовить, сама брала рецепты у друзей и соседей, в книжках читала, на рынке не могла пройти мимо ни одного листика, «ведь из них можно приготовить что-нибудь вкусное», так и училась.
— У хорошего пианиста должен быть крепкий костяк, это еще дает преимущество в кулинарии, ведь и там нужна сила рук. Потому что если будут слабые руки, то все будет проваливаться при игре. Но зятья не любят ни дагестанскую колбасу, ни баранину, а любят еду, к которой они привыкли, которую готовили их мамы, и сладкое любят очень, потому что такая острая кухня характерна для кавказского региона. У каждого народа свои традиции, своя кухня. Один зять любит печеньки, а другой — чтобы был борщ, картошка, морковка. Разное воспитание, уклады в семьях. Одни любят на макаронах сидеть. Любят сладкое, все мужчины любят сладкое, хотя и не всегда в этом признаются, нет, тот зять тоже любит печеньки (смеется). Вот у меня муж – сладкоежка, положишь конфеты – все слопает, это они просто притворяются, что не сладкоежки, – мама.
Постскриптум
— Давай сыграем последнее еще раз, – говорит флейтистка пианистке. Играют. – Колючий звук, ты нарочно это делаешь?
— Таким он и должен быть, и давай острее чуть, – мама.
— Можно еще раз? Тебе нужно вернуться сюда, – Наташа говорит Ане.
— Тебе нужно развернуться, чтобы звук не туда летел, а сюда. — Мама показывает в середину зала. Флейта поворачивается и играет в «полный» зал.
— Меня не слышно, мама? Наташе нужно немного прибрать звук, оркестр заглушает, – младшая.
— Тише, Аня, играй, – мама. — Да, вот так лучше.
По залу бегает внучка Ольги и хлопает в ладоши маме Анне и тете Наталии, которые уже завершили свою репетицию. Затем поднимается на сцену, берет стульчик, прямиком несет его в сторону большого черного рояля и начинает играть в такт с тетей. Маленькая хрупкая девочка сама садится за рояль и, напевая что-то невнятное, детское, начинает играть. Видели бы вы ее осанку, настрой, характер… Впрочем, мама ее потом призналась, что «мамина, как все остальные дети, любит пианино, хотя и на флейте пытается, пока только учится набирать воздух». Научится, думаю, и не сомневаюсь.
Патимат Амирбекова | г. Махачкала